Обоснование закупки windows 10 по 44 фз пример

Изменения в процедуре закупки компьютеров по 44-ФЗ, действующие с 2019 года. Закупка компьютеров по 44-ФЗ в 2020 году. Ограничения закупки комплектующих для компьютеров по 44-ФЗ. Совместная закупка компьютеров и программного обеспечения по 44-ФЗ и ограничения. Примеры нарушений при закупке компьютеров по 44-ФЗ.

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Изменения в процедуре закупки компьютеров по 44-ФЗ, действующие с 2019 года
  • Закупка компьютеров по 44-ФЗ в 2020 году
  • Ограничения закупки комплектующих для компьютеров по 44-ФЗ
  • Совместная закупка компьютеров и программного обеспечения по 44-ФЗ и ограничения
  • Примеры нарушений при закупке компьютеров по 44-ФЗ

Процедура закупки компьютеров по 44-ФЗ с 2019 года претерпела ряд существенных изменений. В мае 2020 года были введены дополнительные ограничения. Постановления и приказы, вводящие запреты на закупки в данной сфере, важно знать как поставщикам, так и заказчикам.

Чтобы избежать жалоб в ФАС и судебных разбирательств, а также облегчить закупочную процедуру там, где это возможно, необходимо разобраться в некоторых нюансах таких закупок. Подробнее о законодательных актах, вводящих запреты, и тонкостях участия в торгах читайте в нашем материале.

Изменения в процедуре закупки компьютеров по 44-ФЗ, действующие с 2019 года

Изменения в процедуре закупки компьютеров по 44-ФЗ

Основным нововведением в закупках компьютерного оборудования по закону 44-ФЗ стал запрет на приобретение программно-аппаратных комплексов систем хранения данных, произведенных за пределами России, в том числе в странах ЕАЭС. Данное распоряжение содержится в Постановлении Правительства РФ от 21.12.2019 № 1746 (далее – Постановление № 1746). Причем не имеет значения способ выбора поставщика – конкурентный или неконкурентный. Вышеуказанное оборудование иностранного производства государственные и муниципальные заказчики в соответствии с постановлением не могут приобретать на протяжении 2 лет – с 26.12.2019 по 26.12.2021.

Вопросу импортозамещения радиоэлектронной продукции посвящены следующие нормативные акты:

Постановление Правительства РФ от 21.12.2019 № 1746

Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878

Приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н

Вводит запрет на допуск к закупкам для обеспечения государственных и муниципальных нужд произведенных за пределами России программно-аппаратных комплексов систем хранения данных, обозначенных под кодом по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 26.20.2 «Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных»

В перечень товаров иностранного производства с ограниченным допуском к закупкам входит:

26. Оборудование компьютерное, электронное и оптическое (за исключением продукции, соответствующей коду классификатора 26.20.2 «Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных», которое постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. № 1746 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» не допущено к закупкам сроком на 2 года)

В перечень продукции иностранного производства с ограниченным допуском к закупкам входит:

Оборудование с кодом 26.2 (за исключением 26.20.9)

«Компьютеры и периферийное оборудование»

Если заказчик осуществляет закупку компьютеров по 44-ФЗ, то он обязан учитывать ограничения на допуск товаров в соответствии с Постановлением № 878. Если предмет контракта не попадает в сферу действия данного нормативного акта, что применяется приказ № 126н.

Следует разобраться с самим понятием «программный-аппаратный комплекс». В законе не содержится определение этого термина. Тем не менее на практике такое название носит оборудование, при помощи которого осуществляется торговля на товарных биржах, шифрование, работает система вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112, «Безопасный город» и другие.

То есть если бюджетное учреждение хочет закупить именно такой комплекс, то выбор будет ограничен исключительно оборудованием российского производства, которое можно идентифицировать по единому реестру российской радиоэлектронной продукции. Возможны некоторые варианты исключений, когда заказчику нужны товары определенного производителя, но только при наличии объективной и обоснованной потребности.

Участник закупки в своей заявке обязан подтвердить, что он предлагает отечественное оборудование. Для этого составляется декларация в свободной форме, содержащая информацию о том, что комплекс включен в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, и соответствующий номер записи. При оформлении контракта заказчик должен будет указать в нем этот номер реестровой записи.

Закупка компьютеров по 44-ФЗ в 2020 году

Закупка компьютеров по 44-ФЗ в 2020 году

Последние корректировки в механизм закупок компьютеров по 44-ФЗ внесены двумя постановлениями, размещенными на официальном сайте 1 мая 2020 г.:

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства».
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

При осуществлении закупок оборудования в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ необходимо в том числе учитывать ограничения, налагаемые данными Постановлениями.

Регламент допуска товаров и применения ограничений не изменился. Если предлагаемая участником продукция в принципе может участвовать в торгах, то заявка принимается с учетом имеющихся ограничений по допуску.

Если предметом договора являются работы или услуги, для осуществления которых исполнитель должен поставить определенные товары, то на них также распространяются ограничения.

Потенциальный поставщик, подавая заявку на тендер, обязан подтвердить соответствие своего товара условиям допуска. То есть понадобится декларация о том, что конкретный продукт включен в реестр российской промышленной продукции под соответствующим номером реестровой записи. Этот номер впоследствии также должен быть указан в контракте.

В этот же документ при необходимости включаются сведения о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации».

Приступив к исполнению контракта, поставщику понадобится оформить еще один подтверждающий документ – выписку из реестра российской промышленной продукции (ее можно заменить копией сертификата). Выписка формируется на сайте государственной информационной системы промышленности при помощи ее функционала.

Ограничения закупки комплектующих для компьютеров по 44-ФЗ

Часто при закупке компьютеров по 44-фз возникает необходимость в приобретении комплектующих, таких как флешки, карты памяти, внешние и внутренние накопители и пр. Следует иметь в виду, что на подобные предметы НЕ распространяются запреты. Кроме того, составляя извещение о закупке, заказчик может указать в нем либо запрет на товар иностранного производства, либо ограничение в соответствии с Постановлением № 878, но никак не оба эти условия. Ограничения закупки комплектующих для компьютеров по 44-ФЗ

Рассмотрим детальнее, к какому конкретно товару применим запрет. В п. 1 Постановления № 1746 сказано, что не допускаются на торги программно-аппаратные комплексы систем хранения данных, относящиеся к коду по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 26.20.2 «Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных» иностранного производства. Под кодом 26.20.2 ОКПД 2, помимо программно-аппаратных комплексов, есть еще другие товары, на которые запрет не распространяется.

Всевозможные носители информации – жесткие диски различного типа, карты памяти и пр. не имеют никакой программной части, и уж точно никак не подпадают под понятие «комплекс». Это просто периферийное компьютерное оборудование, на которое не может распространяться запрет на допуск к торгам.

Совместная закупка компьютеров и программного обеспечения по 44-ФЗ и ограничения

В соответствии с положениями закона 44-ФЗ в один лот могут быть объединены функционально связанные товары при условии, что это не ограничивает конкуренцию. Совместная закупка компьютеров и программного обеспечения по 44-ФЗ и ограничения

То есть при закупке компьютеров по 44-ФЗ заказчик вправе потребовать, чтобы на них уже была установлена операционная система (как правило, Windows). В данном случае объекты можно объединить в один лот, потому что пользоваться компьютером без ОС невозможно. А вот условие о предустановленном приложении Microsoft Office в такую закупку добавить уже нельзя, потому что между данным программным пакетом и функциональностью компьютера отсутствует прямая связь.

Но здесь не все так однозначно. Следует принять во внимание, что практически на все компьютеры в России устанавливается Microsoft Word, и именно в этой среде экономические агенты ведут документооборот. Поэтому, если закупка компьютеров по 44-ФЗ осуществляется для целей делопроизводства, то программа Microsoft Word будет необходима. Безусловно, компьютер станет работать и без нее, но цель закупки окажется не достигнута.

Опять же, и в самом законе 44-ФЗ (ст. 14), и в ряде других нормативных актов установлены запреты на закупку товаров, произведенных за пределами России.

С 1 августа 2019 г. Постановлением Правительства № 878 (далее ПП-878), принятом взамен действовавшего ранее ПП-968, установлен список радиоэлектроники, которая разрешена к закупке в рамках одной сделки.

Заказчик должен проверять соответствие предлагаемых к поставке изделий разрешенному перечню по реестру радиоэлектронного оборудования российских производителей, размещенному на официальном веб-ресурсе Минпромторга РФ. На сегодняшний день в реестр занесено около 800 позиций.

Важно! Перечни разрешенного к закупке оборудования в ПП-968 и ПП-878 разные. Поэтому заказчику следует внимательно проверять предлагаемый к поставке товар, чтобы не купить тот, который присутствовал в старом списке, но удален из нового.

Закупка компьютеров по 44-ФЗ – это самостоятельный лот, не следует в него включать какие-либо еще товары.

Если заказчик попытается в одну сделку объединить приобретение, например, строительных материалов и компьютеров, то это гарантированно приведет к административным санкциям со стороны ФАС, а сама закупка будет признана недействительной. Конечно, программное обеспечение – это не стройматериалы, но и к категории радиоэлектроники оно не относится. Поэтому объединять в один лот закупку компьютеров и программ по 44-ФЗ неправомерно.

В отношении иностранного программного обеспечения в соответствии с ПП-1236 действует запрет на закупку. Исключения возможны для тех продуктов, по которым заказчик сможет предоставить аргументированное обоснование невозможности использования российских аналогов.

Что касается таких исключений, то для товаров иностранного происхождения (произведенных в одной стране или нескольких) в приказе Минфина № 126н установлен порядок их ограниченного допуска на торги по 44-ФЗ.

В приказе содержится список товаров, которые могут закупаться только отдельным лотом, в том числе не допускается объединять в один лот позиции из данного перечня.

В ПП-878 и приказе № 126н установлены ограничения на закупку продукции с кодом 26.20.15.000 по ОКПД2 – именно в эту группу попадают компьютеры. А программное обеспечение, имеющее код 58.29.11.000 по ОКПД2, в ограничительных списках вышеуказанных нормативных актов не значится. Но, учитывая обязательность закупки компьютеров по 44-ФЗ одним лотом, не следует включать в такую сделку еще и программы, так как это будет нарушением ПП-878 и приказа Минфина РФ.

Если на приобретаемых компьютерах имеется предустановленный софт, то его закупка осуществляется по той же схеме, что и для любых лицензий. В ПП 1236 содержится указание на запрет на допуск к торгам иностранного программного обеспечения при любой форме лицензионного договора.

Иногда заказчики не указывают в извещении и конкурсной документации (ошибочно либо намеренно) полный список Постановлений Правительства и приказов Минфина РФ, содержащих запреты и ограничения на допуск товаров к торгам.

Но такой подход неизбежно приведет к неприятностям, потому что участник, заявку которого отклонили по не указанным в извещении обстоятельствам, пожалуется в ФАС. Контролирующий орган проведет проверку, признает закупку несостоявшейся, а заказчика оштрафует. Даже если не указан был всего лишь один запрет, последуют все эти санкции, только на размер штрафа повлияет количество допущенных ошибок.

Примеры нарушений при закупке компьютеров по 44-ФЗ

Примеры нарушений при закупке компьютеров по 44-ФЗ

Пример 1. При закупке персональных компьютеров по 44-ФЗ заказчик в тот же лот включил ОС Windows 10 32-разрядную. Один из участников усмотрел в таком объединении товаров нарушение и пожаловался в ФАС на некорректное составление аукционной документации.

В результате проверки комиссией антимонопольной службы было выявлено неисполнение ПП-878 – неправомерное объединение в один лот позиций, одна из которых указана в перечне данного Постановления.

Вторым нарушением, отмеченным в выводах комиссии, было отсутствие в аукционной документации запрета на поставку иностранных программ в соответствии с перечнем ПП-1236 – именно таковой является ОС Windows. Заказчику пришлось проводить закупку компьютеров по 44-ФЗ повторно и по отдельному контракту приобретать софт.

Еще одним моментом, требующим от заказчика осторожности при учете положений приказа Минфина 126н, является снижение цены на 15 %. Если это сделано необоснованно, то участник сначала заключит контракт, не выясняя отношений, а затем сразу подаст заявление в арбитражный суд по поводу дискриминационных действий заказчика.

Пример 2. Организация проводила закупку компьютеров по 44-ФЗ с установленной операционной системой Windows 8. По итогам конкурентной процедуры был определен победитель, с которым заказчик и подписал контракт, при этом покупатель снизил его стоимость на 15 %. Поставщик посчитал уменьшение суммы неправомерным и подал заявление в арбитражный суд. Суд удовлетворил требования исполнителя и согласился с тем, что в данном случае нельзя было применять дисконт, потому что положения приказа № 126н не распространяются на такой софт.

Еще один момент, требующий изучения, – насколько оправданно предусматривать в условиях закупки возможность поставки эквивалента иностранному ПО.

Заказчик вправе указать в конкурсной документации такой пункт, и даже сами программы от российских разработчиков могут существовать. Но не исключено, что это будет противоречить его собственным интересам, потому что сотрудники просто не знакомы с альтернативными программами, а их обучение – процесс небыстрый и далеко не бесплатный.

В 44-ФЗ нет никаких указаний о возможности переквалификации персонала в такой ситуации и источниках финансирования. То есть заказчик должен сам разбираться с проблемами. Но необходимость переподготовки специалистов может стать аргументом для покупателя, чтобы отстоять перед ФАС свое право приобретать импортное ПО как единственно возможное.

К примеру, можно сослаться на такие факты: закупка компьютеров по 44-ФЗ с предустановленной ОС Windows занимает одну неделю. А для того, чтобы специалисты прошли обучение по минимальной 72-часовой программе, им нужно 3 недели (из расчета 4 часа в день). На этом основании заказчик может не указывать в конкурсной в документации слово «эквивалент». Но обязательно потребуется предоставить четкое обоснование по установленной форме, аргументирующее, почему характеристики ПО, допущенного законом к торгам, не соответствуют требованиям заказчика.

Закупка программного обеспечения по 44-ФЗ — это тот еще квест, поскольку в РФ действует запрет на покупку ПО, которое произведено на территории иностранного государства. Рассмотрим подробнее, как правильно действовать в этих условиях.

Выявляем потребность

В закупках программного обеспечения (ПО) возможны три ситуации:

  1. Закупается непосредственно софт. При этом не важно, будет ли он записан на носителе (диск, флешка) либо скачиваться из интернета.
  2. Закупается техника вместе с предустановленным ПО. Например, компьютеры с установленной операционной системой и офисным пакетом.
  3. Закупается оказание услуг по предоставлению права пользования программой.

Все случаи должны проходить с учетом требований нацрежима по госзакупке программного обеспечения.

Для некоторых заказчиков приобретение отдельных категорий ПО централизованно проводят уполномоченные органы. В 2018 году Министерство цифрового развития разработало методику перехода госкомпаний на отечественный софт. Планируется, что он завершится в 2020 году.

Казначейство закупит программное обеспечение для ведения бюджетного учета федеральным органам исполнительной власти под руководством Правительства и их подведомственным казенным учреждениям. Перейти на ведение бюджетного учета с использованием этого ПО нужно по графику, который утвержден Приказом Казначейства № 36н от 10.10.2018. Информацию о потребности в проведении таких закупок нужно предоставить в Казначейство по форме и в порядке, которые утверждены Приказом Казначейства № 37 от 10.10.2018.

Минкомсвязь закупит офисные программы и ПО в сфере информационной безопасности для этих органов исполнительной власти. В 2020 информацию о потребности в проведении таких госзакупок нужно подавать в Минкомсвязь по форме и в порядке, которые утверждены Приказом Министерства № 725 от 19.12.2018. Подробнее об этом — в статьях:

  • «Госкомпании пересадят на отечественное ПО»;
  • «Утвердили правила для закупок ПО»;
  • «Утвержден график перехода на отечественное ПО».

Планируем закупку

При заполнении план-графика нужно указать ограничения по национальному режиму.

Сделайте пометку в графе 27 «Применение национального режима при осуществлении закупок» плана-графика закупок.

Устанавливаем запрет на закупку иностранного ПО

С 01.01.2016 в силу вступил закон № 188-ФЗ, который расширил возможности использования программ российских разработчиков, дав им преимущества перед иностранными. Для этих целей разработано и принято Постановление Правительства № 1236, которым установлен запрет на закупку иностранного ПО.

Под запрет подпадают приобретение:

  • программ независимо от носителей, а также услуги облачных сервисов;
  • поставки и обслуживания компьютерной техники и подобной техники, на которые нужно загрузить программное обеспечение;
  • разработки, модификации, модернизации, сопровождения, техподдержки, обновления ПО, если заказчик получит права использовать ПО или расширится ранее предоставленный объем прав.

Это список закреплен в п. 2(1) Постановления № 1236.

Документация к госзакупке программного обеспечения по 44-ФЗ должна содержать ссылку на установленный запрет (ст. 14 закона № 44-ФЗ).

02.11.2018 на официальном сайте проектов нормативных актов опубликован проект Постановления, который меняет правила формирования ‎и ведения единого реестра ПО. Подробнее об этом рассказали в статье «Изменились правила закупок ПО».

Проверяем ПО в реестрах

Чтобы определить, нужно ли устанавливать запрет, придется свериться со сведениями из реестров. Как видно из названия, Постановление № 1236 различает два реестра. И реестр евразийского программного обеспечения, и реестр российского содержат все сведения о той или иной программе. К ним относятся название (в том числе устаревшее), код продукции, правообладатель, сведения о соответствии и т. д. Перечни размещаются на сайте Минсвязи в разделе «Реестр», реестр евразийского ПО находится в стадии разработки.

    Если необходимое ПО содержится хотя бы в одном из реестров, установление запрета обязательно. Проводить закупки иностранного программного обеспечения можно в случаях, когда:

    • в реестрах нет аналогов, которые соответствуют классу, удовлетворяющему потребности госзаказчика;
    • в реестрах есть аналог, но отдельные характеристики не подходят заказчику;
    • закупается программное обеспечение для заказчика, который работает за границей;
    • сведения о госзакупке — это гостайна.

      Если не нашли аналогов в реестре или оно по каким-то характеристикам не подходит, составьте обоснование невозможности соблюдения запрета. Разместите его в ЕИС вместе с извещением о закупке.

      Обосновываем невозможность

      Если невозможна закупка российского программного обеспечения и необходимо приобрести зарубежное, заказчику необходимо подготовить и разместить в ЕИС обоснование закупки программного обеспечения иностранного производства. К подготовке такого документа следует подойти крайне ответственно, дабы не преступить установленный запрет.

      Документ должен содержать:

      • основание для приобретения иностранного ПО;
      • ссылку на классы, к которым относится ПО;
      • список требований заказчика к характеристикам приобретаемого ПО;
      • обоснование (причины), по которым закупаемое ПО не отвечает требованиям программ, закрепленных в реестре.

      Публикуется обоснование одновременно с извещением о проведении закупочной процедуры.

      Скачать

      Составляем техническое задание

      Когда составляете техническое задание к тендеру, нужно проверить функциональную связь, а также обратить внимание на формулировку предмета запроса.

      При закупке программного обеспечения (ПО) заказчик может объединять покупку ПО и услуг по его сопровождению. Такие выводы сделал Минфин в Письме № 24-06-06/60727 от 19.09.2017.

      Поставку компьютерной техники и покупку не связанных с ней, как с носителем неисключительных прав на использование, программ объединять нельзя. Так решил Арбитражный суд Волго-Вятского округа в делу № А38-10848/2016 от 14.08.2017.

      Техническое задание на программное обеспечение, то есть описание технических характеристик, делайте в соответствии с общими положениями закона № 44-ФЗ. То есть любой заключаемый госконтракт техническое задание в документации содержать обязан.

      Грамотный пример технического задания на программное обеспечение, помимо общих требований в рамках ст. 33 44-ФЗ, должен содержать:

      • стандарт лицензии;
      • объем и сроки гарантий качества;
      • спецификацию и разнарядку лицензий.

      Скачать

      Рассматриваем заявки

      Если запрет на допуск иностранного ПО установлен, то не допускайте заявки, которых нет в реестрах отечественного или евразийского ПО.

      Такое правило зафиксировано в п. 2(2) Постановления № 1236.

      Заключаем контракт

      Закупочные процедуры программного обеспечения российского производства завершаются заключением контракта. Правила установлены в ст. 83.2 44-ФЗ.

      Некоторые органы власти разрабатывают типовые формы для таких контрактов. Например в Ханты-Мансийском АО.

      Скачать

      Изучите пример подписанного госконтракта в гоcзакупках ПО 2020 года:

      Скачать

      Как закупать программное обеспечение

      Как закупать программное обеспечение

      • On 31.10.2018
      • 0 Comments
      • 223-ФЗ, 44-ФЗ, Объекты закупок

      Содержание

      • Правила национального режима по 44-ФЗ
      • Когда и как можно приобрести иностранное ПО
      • Правила закупки по 223-ФЗ

      В сфере закупки программного обеспечения действует национальный режим — запрет на приобретение ПО, разработанного в иностранных государствах. Рассмотрим, как правильно проводить такие закупки.

      Правила национального режима по 44-ФЗ

      Иностранное ПО запрещено закупать с 2015 года постановлением № 1236. Это относится к закупкам, которое проводится по закону 44-ФЗ. Заказчик имеет право закупать программное обеспечение, удовлетворяющее одному из условий:

      1. Оно входит в Единый реестр российских программ, который ведет Минкомсвязи.
      2. Оно входит в аналогичный реестр ЕАЭС. Его также должно сформировать Минкомсвязи.

      Еще есть постановление № 325 от 13 марта 2017 года, которое устанавливает дополнительные требования к ПО из российского реестра.

      Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

      С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

      Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

      Итак, программы иностранного производства закупать по 44-ФЗ запрещено, причем вне зависимости от способа, а именно:

      • приобретение в электронном виде либо на носителе;
      • аренда, пользование;
      • поставка компьютерной техники с установленным ПО;
      • разработка и доработка такого ПО;
      • приобретение услуг по техподдержке, сопровождению и обновлению, если это повлечет передачу прав на такое ПО заказчику.

      Когда и как можно приобрести иностранное ПО

      Приобрести иностранные программы или базы данных можно лишь в том случае, если ПО такого класса нет в реестрах — российском или ЕАЭС. Или же оно есть, но не отвечает требованиям заказчика по своим характеристикам. Чтобы закупить такое ПО, необходимо подготовить обоснование того, почему нельзя соблюсти установленный Правительством запрет.

      Что должно быть в ТЗ такой закупки, рассмотрим на примере антивирусной программы. Итак, в техзадании нужно указать:

      • объект закупки: услуги по предоставлению неисключительных пользовательских прав на программное обеспечение (продление лицензии на антивирус);
      • ОКПД 2 58.29.50.000 — услуги по предоставлению лицензий на право использовать ПО (берется из классификатора программ для ЭВМ, утвержденного приказом Минкомсвязи РФ от 31.12.2015 № 621);
      • название антивируса;
      • прочие параметры — сколько компьютеров и каких (персональный либо сервер) должно быть защищено, срок продления лицензии.

      Обратите внимание! Если закупка ПО производится у единственного поставщика, требования национального режима также должны быть соблюдены. В подзаконных актах не делается каких-либо оговорок насчет неприменения запрета в таких закупках.

      Правила закупки по 223-ФЗ

      Заказчики по 223-ФЗ могут закупать ПО иностранного происхождения, однако отечественная продукция в приоритете, равно как и ПО из ЕАЭС. Он установлен постановлением Правительства № 925 от 16 сентября 2016 года. Этот приоритет предоставляется следующим образом:

      1. Когда проводится конкурс или иной тип процедуры, где оценивается не только стоимость. Цена заявки с предложением ПО, которое входит в один из реестров, признается уменьшенной на 15%. По остальным критериям изменения нет.
      2. Когда проводится аукцион или иная процедура, в которой критерием служит исключительно цена. Если победила заявка с иностранным ПО, то контракт заключается по цене, на 15% ниже предложенной поставщиком.

      Приоритет российскому и приравненному к нему ПО должен предоставляться всегда, за исключением случаев:

      1. Объявлена конкурентная процедура, но она признана несостоявшейся. Закупка произведена у единственного поставщика.
      2. Объявлена конкурентная процедура, однако не подано ни одной заявки с предложением программного обеспечения из обоих реестров.

      Как закупить компьютеры в условиях санкций, которые внесли определенные сложности в многолетнюю практику заказчиков – приобретать импортную вычислительную технику? У заказчиков возникают трудности при закупке компьютеров, потому что в условиях санкций от недружественных стран компьютерная техника на отечественный рынок стала поступать в меньших объемах, чем прежде. 

      Какой способ определения поставщика выбрать заказчику? Важно знать, что выбор способа закупки с нарушением требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе может повлечь за собой административный штраф на должностных лиц в размере 30000 рублей или 50000 рублей, а в гособоронзаказе – 100000 рублей (КоАП. Ст. 7.29).

      Код ОКПД2 для компьютеров и оргтехники — 26.20. Проверим указанный код на наличие запретов и ограничений (рекомендуем это делать через сайт НИИ Управления народным хозяйством  https://nii-rf.ru/okpd2)

      Товары из этой группы обычно закупаются на электронном аукционе, поскольку код входит в аукционный перечень (распоряжение Правительства от 21.03.2016471-р). Но Закон 44-ФЗ позволяет провести закупку у единственного поставщика или запросом котировок (Ст. 24, ч. 6).

      Внимание! Применять открытый конкурс в электронной форме для закупки компьютерной техники, подпадающей под аукционный перечень, нельзя. 

      Как описать объект закупки? Необходимо применять КТРУ, чтобы сформировать описание объекта закупки. Например, позиция КТРУ 26.20.15.000-00000032 [Компьютер персональный настольный (моноблок)], обязательное применение с 27.07.2022. Указанная позиция является укрупненной  и включает  в себя шесть не укрупненных позиций.

      При формировании объекта закупки (заказчики для этих целей продолжают применять термин «лот», однако с 01.01.2022 частью 14 ст. 24 Закона установлено, что лоты могут выделяться только в закрытых закупках) следует иметь ввиду, что объединять в одну закупку можно технологически и функционально связанные товары. Единого правила или критериев, по которым можно определить, связаны ли они между собой, законодательно не установлено. Однако объединение в закупку товаров без такой связи может повлечь нарушение ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

      Следует учитывать, применяются ли к товарам ограничения, запреты или условия допуска иностранной продукции. Так, нельзя объединять в одну закупку:

      • товары, к которым применяются условия допуска, с товарами, которые можно закупать без применения таких условий (п. 3 Приказа Минфина от 04.06.2018 № 126н (далее – Приказ № 126н), п. 5 письма Минфина России от 18.01.2019 № 24-01-07/2281);

      • радиоэлектронную продукцию, включенную в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 (далее – ПП № 878), и не включенную в него (п. 7 ПП № 878);

      • продукцию, включенную в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 (далее – ПП № 616), и не включенную в него (п. 12 ПП № 616).

      При закупке компьютеров необходимо соблюдать национальный режим и предоставить преимущества производителям отечественного товара. Это связано с тем, что код компьютеров и оргтехники по ОКПД2 26.20 входит в перечень Приказа № 126н. Преференции устанавливаются для поставщиков товаров из стран Евразийского экономического союза — ЕАЭС, а также из ЛНР или ДНР. В ЕАЭС входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия.

      Эксперты считают, что в составе одного «лота» можно закупить, например, компьютерные мыши (код ОКПД2 26.20.16.170), клавиатуры (код ОКПД2 26.20.16.110) и мониторы (код ОКПД2 26.20.17.110). Данную продукцию можно объединить в один «лот», поскольку она функционально связана между собой и входит в перечни к ПП № 878 и Приказу № 126н. Вместе с тем нельзя в составе одного «лота» закупить указанную продукцию и системные блоки (код ОКПД2 26.20.15.000) — запрет допуска по ПП № 616.

      При закупках необходимо использовать Каталог продукции государственной информационной системы промышленности (далее — ГИСП), чтобы установить эквивалентные характеристики поставляемых компьютеров, а также конкретные показатели продукции. Каталог ГИСП по коду ОКПД2 26.20.15.000 «Машины вычислительные электронные цифровые прочие» на 01.07.2022 содержит продукцию четырех производителей из Москвы, Московской, Иркутской и Калужской областей.

      При помощи каталога ГИСП можно сравнить характеристики компьютеров, выявить аналогичные товары и сформировать технические характеристики, которые не ограничат количество участников закупки. 

      Компьютерная техника включена в Перечень к ПП № 616. Это означает, что по общему правилу при ее закупке необходимо установить запрет на допуск иностранных товаров. Он не применяется в случаях, указанных в п. 3 данного Постановления (например, на территории РФ не производят необходимый товар). В отношении товаров из данного Перечня это должно быть подтверждено разрешением на закупку иностранного промышленного товара. Оно выдается с использованием ГИСП в Порядке, установленном Минпромторгом России.

      По общему правилу при закупке ПО следует запретить допуск иностранного ПО (п. 2 ПП № 1236). Чтобы определить, нужно ли это делать, рекомендуем свериться с Единым реестром российского ПО (https://reestr.digital.gov.ru/) и Единым реестром евразийского ПО (http://eac-reestr.digital.gov.ru/). Если необходимое ПО есть хотя бы в одном из реестров, заказчик обязан установить запрет, за исключением ряда случаев (например, в реестрах нет аналогов ПО, соответствующих тому же классу товара, который нужен) (п. п. 2, 3, 4 ПП № 1236).

      Эксперты не рекомендуют закупать компьютеры с предустановленным ПО, если установлен запрет по Постановлению616. Это связано с тем, что ПО (коды ОКПД2 58.29.32.000 и 62.01.2) входит в перечни товаров, для которых предусмотрены условия допуска в соответствии с Приказом № 126н. Например, если заказчик запретил допуск иностранных компьютеров, а в отношении ПО надо установить условия допуска

      Нельзя объединять в одну закупку товары, к которым применяются условия допуска, с товарами, которые можно закупать без них. В перечнях товаров, для которых предусмотрены условия допуска по Приказу № 126н, есть программное обеспечение, но нет компьютеров (п. 3 Приказа № 126н, п. 5 письма Минфина России от 18.01.2019 № 24-01-07/2281). Однако на практике встречаются случаю нарушения заказчиками этого запрете с обоснованием невозможности начать использовать данную технику без конкретного ПО. 

      Что учесть в контракте и при электронной приемке компьютеров? Проект контракта разрабатывается с учетом общих требований статьи 34 Закона. Использовать типовой контракт на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, необходимо в части, не противоречащей Закону, если условия закупки соответствуют всем показателям из информационной карты типового контракта (приказ Минпромторга от 07.04.2020 № 1152). 

      Автор: Г.Б. Добрецов

      ВОПРОС

      Возможно закупать по 44-ФЗ автоматизированное рабочее место и ПО? И как вместе применять, 1236, 968 и 126н в этом случае?

      ОТВЕТ

      Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон N 44-ФЗ): формирование лотов осуществляется заказчиком по своему усмотрению. При этом в силу ч. 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ запрещается ограничение конкуренции между участниками конкурентных процедур путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой.

      Наиболее безопасный для заказчика вариант — закупать компьютерное оборудование (арм) и программное обеспечение (в т.ч. операционные системы) порознь. В тех случаях, когда это технически невозможно (например, если планируемые к закупке компьютеры в принципе не продаются без операционных систем), заказчику нужно быть готовым доказать правомерность формирования «объединенного» лота.

      ОБОСНОВАНИЕ

      Верховный Суд РФ изложил свою позицию по рассматриваемому вопросу в п. 3 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017):

      В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ допускается объединение товаров (работ, услуг) в один лот, если это не приводит к ограничению числа участников закупки. Учитывая, что заказчиком объединены в один лот технологически и функционально связанные товары — компьютеры и программное обеспечение, без которого начало использования компьютерной техники невозможно, — такое объединение соответствует требованиям ст. 8 и п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.

      Таким образом, можно предположить, что допустимо, например, закупать компьютер с операционной системой и недопустимо — с пакетом офисных программ.

      Кроме того, при закупке компьютерного оборудования необходимо обратить внимание на запреты, ограничения и условия допуска, установленные в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ.

      Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н (далее — Приказ N 126н) утверждены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Что важно, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в приложении к Приказу N 126н и не указанные в нем.

      Постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 (далее — ПП РФ N 968) утверждены ограничения и условия допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Этот нормативный акт точно так же запрещает делать предметом одного контракта (одного лота) виды радиоэлектронной продукции, включенные в утвержденный перечень и не включенные в него.

      Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 (далее — ПП РФ N 1236) установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закупка иностранного программного обеспечения допускается только при наличии обоснования невозможности соблюдения запрета, предусмотренного ПП РФ N 1236.

      В Определении от 20.02.2018 N 306-КГ17-22931 Верховный Суд РФ указал, что если программное обеспечение, входящее в состав приобретаемого заказчиком комплекта товаров, подпадает под действие ПП РФ N 1236, то заказчик должен указать программное обеспечение отдельным кодом ОКПД2 и распространить на него действие ПП РФ N 1236.

      Компьютеры могут быть отнесены к коду ОКПД2 26.20.15.000 «Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода». Указанный код ОКПД2 попадает и под действие Приказа N 126н, и под действие ПП РФ N 968, чего нельзя сказать о программном обеспечении (в т.ч. операционных системах).

      Соответственно, если рассматривать программное обеспечение как товар, то закупать компьютер вместе с программным обеспечением нельзя (из-за невозможности соблюсти ограничения и условия допуска). Ниже представлено несколько примеров из правоприменительной практики, подтверждающих данный вывод.

      Пример 1.

      Заказчик закупал персональные компьютеры в комплекте (системный блок, монитор, клавиатура, манипулятор типа «Мышь» и операционная система «Windows 10 Pro x 64»).

      Объект закупки в целом отнесен заказчиком к коду ОКПД2 26.20.15.000, который подпадает под действие ПП РФ N 968. Однако операционные системы для персональных электронных вычислительных машин относятся к коду ОКПД2 58.29.11.000, не подпадающему под действие ПП РФ N 968.

      Таким образом, заказчиком в нарушение п. 5 ПП РФ N 968 объединены в один лот товары, включенные в утвержденный указанным Постановлением Перечень видов радиоэлектронной продукции и не включенные в него.

      Кроме того, операционная система, входящая в состав комплекта приобретаемых заказчиком товаров, подпадает под запрет на допуск иностранного программного обеспечения, установленный ПП РФ N 1236, тогда как заказчик указанный запрет не установил (Решение Удмуртского УФАС России от 24.05.2018 N ОП07-06/2018-1393. См. также решения Пермского УФАС России от 16.11.2017 по закупке N 0156200001217000076, Ростовского УФАС России от 03.08.2018 по закупке N 0358100011818000077 (в данном случае подчеркивалась неправомерность одновременной закупки вместе с компьютерным оборудованием программного обеспечения, не являющегося операционной системой, «без которой начало использования компьютерной техники невозможно»). Впрочем, иногда контрольные органы не усматривают нарушений в закупке компьютеров совместно с программным обеспечением — главное, чтобы в отношении последнего соблюдалось ПП РФ N 1236, т.е. был установлен запрет или обоснована невозможность его установить (см., например, решение ФАС России от 27.08.2018 по делу N 18/44/105/1100).

      По Приказу N 126н практика еще не успела сформироваться. Однако механизм действия этого нормативного правового акта схож с тем, который существовал в период действия нормативного акта — предшественника, т.е. Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 (далее — Приказ N 155). Поэтому увидеть, чем рискует заказчик при закупке компьютерной техники с предустановленным программным обеспечением, позволяет практика, сформировавшаяся по Приказу N 155.

      Пример 2.

      Проводилась закупка компьютера с предустановленным программным обеспечением (Windows 7 Professional 64 bit Russian, Microsoft Office 2016). При направлении контракта победителю аукциона заказчик снизил предложенную победителем цену на 15%.

      Суд признал указанные действия заказчика незаконными, поскольку, в отличие от собственно компьютерной техники, программное обеспечение не подпадало под действие Приказа N 155(точно так же, как сейчас оно не подпадает под действие Приказа N 126н).

      (Постановление Первого ААС от 19.03.2018 по делу N А79-7787/2017).

      Таким образом, по нашему мнению, наиболее безопасный для заказчика вариант — закупать компьютерное оборудование и программное обеспечение (в т.ч. операционные системы) порознь. В тех случаях, когда это технически невозможно (например, если планируемые к закупке компьютеры в принципе не продаются без операционных систем), заказчику нужно быть готовым доказать правомерность формирования «объединенного» лота.

      Чтобы развивать производство программного обеспечения в России, Правительство запретило закупки его иностранных аналогов Постановлениями №1236 и №1746.

      В статье расскажем про законодательную основу нацрежима и как на практике ФАС решает споры.

      иллюстратор — Маргарита Федосеева

      Что запрещено закупать

      Запрет по Постановлению №1236  распространяется  на иностранное программное обеспечение (ПО) в любом  виде: на флешке, диске или в веб-версии. 

      Исключений всего два:

      • в реестрах российского и евразийского ПО нет товаров  того же класса, что планируют закупить,
      • ПО, которое есть в реестрах, не подходит по своим характеристикам под требования заказчика.

      Как подтвердить страну происхождения

      Страна подтверждается декларацией о том, что программное обеспечение находится в реестре российского или евразийского ПО. Номер реестровой записи включается в контракт.

      Можно ли подтвердить страну происхождения ПО свидетельством госрегистрации

      В закупке с запретом по Постановлению № 1236 не требуются другие подтверждающие документы, кроме декларации.

      В какой форме необходимо приложить декларацию

      Декларацию готовят в свободной форме.

      Можно ли заменить товары при поставке

      При исполнении контракта нельзя заменить ПО или товары на иностранные, если они есть в реестрах.

      Как заказчик обосновывает невозможность соблюсти запрет

      Если в реестре отсутствует ПО того же класса или оно не подходит по характеристикам, заказчик готовит обоснование и размещает его вместе с извещением в ЕИС. 

      Документ содержит:

      • обстоятельство основания,
      • класс ПО и требования к характеристикам объекта закупки, 
      • характеристики из реестра по каждому ПО, которые не подходят заказчику.

      Когда запрет не применяется

      Если ПО закупают заказчики, работающими за границей  или сведения о нем составляют гостайну.

      Как правильно установить запрет в смешанной закупке

      Однозначной позиции в Постановлении №1236 по вопросу нет. Главная задача национального режима — дать преференции российскому производству. И это нужно учитывать всегда.

      При закупке в одном лоте ПО с российским аналогом и без него заказчику придется подтвердить технологическую и функциональную взаимосвязь. Если вы считаете, что взаимосвязи нет, это повод пожаловаться на закупку в ФАС. 

      Можно ли одновременно ограничивать закупку нацрежимом и требовать лицензию по защите информации

      Статьи регулируют разные требования. Ограничений нет.

      ПП РФ №1236 — запрет в поставке иностранного товара, согласно которому подтверждением страны происхождения ПО является наличие в реестре российского или евразийского ПО, ст.14 44-ФЗ.

      Лицензия ФСТЭК — документ, который подтверждает соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 44-ФЗ.

      Примеры закупок, где они используются одновременно: услуги по аттестации, услуги по организации безопасности.

      Кто формирует реестры 

      Минцифры России отвечает за российский и евразийский реестры ПО, и дает разъяснения по применению правил. 

      Ведутся реестры в электронном виде специализированным оператором (спецоператор), которого выберет ведомство. Работники спецоператора должны быть зарегистрированы в системе идентификации и аутентификации. Реестры находятся в открытом доступе и бесплатны. Получить сведения можно по запросу спецоператору в электронной форме. Предварительно нужно зарегистрироваться на сайте.

      Этапы включения программного обеспечения в реестры

      Схема включения ПО в оба реестра одинакова.

      Если в сведениях или документах что-то изменилось, заявитель обязан уведомить оператора или уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня вступления изменений. Проверку проводят также в течение 5 рабочих дней. По итогу соответствующие изменения или вносятся в реестры, или нет. Вот инструкция, как связаться с оператором. 

      Дополнительно уполномоченный орган не реже одного раза в год проверяет все сведения в реестрах на соответствие требованиям, в том числе и дополнительным по Постановлению №325.

      Что учесть в заявлении о включении в реестры

      Заявление должно содержать:

      • сведения о соответствии ПО требованиям,
      • сведения о долях прямого и косвенного участия ЕАЭС, России и ее субъектов в производстве,
      • адрес электронной почты, номер телефона заявителя,
      • декларацию соответствия ПО и декларацию достоверности сведений.

      К заявлению необходимо приложить:

      • экземпляр программного обеспечения, 
      • копию устава компании и документ, который подтверждает полномочия человека, подписавшего заявление, 
      • документы, подтверждающие, что исключительное право на ПО принадлежит российской или евразийской организации,
      • описания процессов по поддержанию жизненного цикла ПО,
      • другие документы на усмотрении заявителя.

      Заявление и документы предоставляется в уполномоченный орган через ЕСИА в электронном виде и подписываются электронной подписью. Если документы составлены на иностранном языке, их необходимо перевести на русский язык и заверить. Спецоператор обязан хранить заявление и документы в течение всего периода наличия сведений в реестрах, но не менее 3 лет со дня подачи заявления о включении сведений или не менее года со дня исключения.

      Когда исключают из реестров

      Уполномоченный орган исключает сведения из реестров, если:

      1. Правообладатель сам хочет убрать товар из реестра.
      2. Поступило обращение с доказательствами, что ПО не соответствует требованиям.
      3. Обнаружились недостоверные сведения, например подложные документы.
      4. Исключительные права перешли правообладателю, который не отвечает требованиям.
      5. Экспертный совет подготовил заключение о несоответствии требованиями.

      Срок исключения составляет от 10 до 30 рабочих дней, в зависимости от причины. Дольше всего рассматривают обращение по второму пункту. 

      Решения и действия уполномоченного органа и спецоператора можно обжаловать в суде.

      Практика

      Решения УФАС по Постановлению № 1236 в разных регионах постепенно приводят к единообразию, что упрощает участие в закупках.

      Например, в Оренбургском УФАС участник закупки посчитал, что заказчик должен был установить ограничение и запрет по Постановлениям №878 и №1236.

      Комиссия установила, что в документации заказчик не установил требования к техническим характеристикам используемого товара. Этими товарами были программное обеспечение «Система защиты Guardant ITV» и видеокамеры Hikvision. В документах не было ни запрета, ни обоснования, что его невозможно соблюсти. 

      Нарушения со стороны заказчика на лицо. Жалобу признали обоснованной. Решение по делу № 056/06/64-876/2020.

      zakupki

      Ответим на вопросы

      Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

      Задать вопрос эксперту

      Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    • Образ windows 10 для parallels desktop torrent
    • Обоснование выбора операционной системы windows 10
    • Образ windows 10 для imac 2011 скачать
    • Оборудование беспроводной сети не привязано windows 7
    • Образ windows 10 без лишних приложений скачать