Пролог
В предыдущем посте я описал решение проблемы возникающей при инсталляции программы с радужным названием Rejoice. Теперь же пришла пора рассказать, как действовать, если Windows 7 встанет на пути установки виртуальных midi-проводов. Итак, речь пойдёт о заброшенной производителями бесплатной утилите Midi Yoke, которая вполне может сгодиться для общения установленных программных продуктов между собой посредством midi-интерфейса.
Лично мне данный патч понадобился для установления связи между программой Rejoice, перерабатывающей команды игрового контроллера в midi-сигналы, и моим музыкальным хостом. Для установки Midi Yoke на Windows 7, я решил воспользоваться самым свежим дистрибутивом MIDI Yoke NT 1.75 (если тут вообще уместно слово «свежесть») с официального сайта.
Трабл
В процессе установки, Midi Yoke столкнулась с непониманием со стороны операционной системы и была в вежливой форма попячена (без лишнего шума). Чтобы решить эту проблему, пришлось связать винде руки, полностью отключив UAC (User Account Control — средство контроля пользовательских учётных записей)
Отключаем UAC
1) Нажимаем Кружочек-Пуск
2) В поле поиска пишем «UAC» (разумеется без кавычек)
3) Щёлкаем по результату —> Перед нами предстаёт окошке с характерным фейдером)
4) Опускаем фейдер на ноль и перезагружаем машину
5) Ставим Midi Yoke (теперь проблем возникнуть не должно)
6) Если очень хочется, после инсталляции Midi Yoke, можно вернуть «фейдер опасности» в исходное положение
Эпилог
В результате описанных выше манипуляций, в компьютере автора завелись midi-провода. И стали они жить-поживать, да midi-команды передавать. Жили они кстати долго и щасливо, а умерли в один день… с виндой.
Midi Yoke, MidiYoke, midi, midi controller, game pad, gamepad, win 7, win7, windows 7, WINDOWS 7 х64, Soft, Driver, Дрова, софт, софт для музыки, Установка ПО, Установка, миди, Миди Йок, миди контроллер, джойстик, геймпад, joystick, Установка, Установка ПО, инсталляция, Инсталяция
-
coldbuggin
- Posts: 143
- Joined: Mon Jan 05, 2009 1:44 pm
- Location: Brooklyn
- Contact:
Midi Yoke Windows 7 64 bit
Which download version of midi yoke are people using on 64 bit windows 7 machines? I’ve tried reading their forum and wanted to cut out my eyes.
???
-
Khazul
- Posts: 3185
- Joined: Wed Feb 23, 2005 5:19 pm
- Location: Reading, UK
Re: Midi Yoke Windows 7 64 bit
Post
by Khazul » Fri Jan 28, 2011 3:22 pm
None — its 32 bit only.
I use loop1be.
Nothing to see here — move along!
-
lapieuvre
- Posts: 742
- Joined: Wed Sep 26, 2007 9:29 pm
Re: Midi Yoke Windows 7 64 bit
Post
by lapieuvre » Fri Jan 28, 2011 3:56 pm
Works here…
MBP 2018, 16 GB Ram, OSX 10.15.7
Live 10.1.43 Suite
Live 11.2.7
Interfaces : FF800, Apollo Twin duo
-
fl0w
- Posts: 56
- Joined: Sun Jun 28, 2009 11:28 am
Re: Midi Yoke Windows 7 64 bit
Post
by fl0w » Fri Jan 28, 2011 4:12 pm
lapieuvre wrote:Works here…
AFAIK it works on a 64-bit OS but only for 32-bit apps. I might be wrong.
-
Khazul
- Posts: 3185
- Joined: Wed Feb 23, 2005 5:19 pm
- Location: Reading, UK
Re: Midi Yoke Windows 7 64 bit
Post
by Khazul » Fri Jan 28, 2011 4:13 pm
lapieuvre wrote:Works here…
Have you tried using it with a native 64 bit application rather than Ableton Live?
[Edit — both posted a the same time ]
fl0w wrote:
lapieuvre wrote:Works here…
AFAIK it works on a 64-bit OS but only for 32-bit apps. I might be wrong.
Yep — my understanding as well.
Try this http://nerds.de/en/loopbe1.html
Nothing to see here — move along!
-
coldbuggin
- Posts: 143
- Joined: Mon Jan 05, 2009 1:44 pm
- Location: Brooklyn
-
Contact:
Re: Midi Yoke Windows 7 64 bit
Post
by coldbuggin » Fri Jan 28, 2011 4:19 pm
I saw it was for 32 bit apps, which is fine for me, but which version is the windows 7 download, it looks like there is a NT version and an xp/ME version.
-
kooperativ
- Posts: 51
- Joined: Sat Sep 25, 2010 9:02 am
Re: Midi Yoke Windows 7 64 bit
Post
by kooperativ » Fri Jan 28, 2011 7:14 pm
It works perfectly with Windows 7 64 — and as far as i remember Vista 64 as well.
You might have to deactivate UAC (User Account Control) and run it with administrator rights to get it working.
Предположим, Вам наскучили компьютерные баталии, и следующей по списку отрадой стало создание музыки. Естественно, с помощью компьютера. Можно даже предположить и вариант совмещения этих двух забав: в системе установлена любимая с пелёнок игрушка, через года исправно увеличивающая номер версии и требования к железу; а в наплыве творческого поноса запускается Cubase/Sonar/FL Studio/Ableton Live/далее по списку. В подобной ситуации наличие игрового джойстика более чем вероятно, и некотрое время назад (в общем-то, уже достаточно давно) нашлись заинтересованные люди, приспособившие игровой манипулятор к управлению виртуальными инструментами по MIDI.
Естественно, для подобного финта возможен только программный способ, так как переделывать сам игровой манипулятор – кощунство, проще купить недорогой MIDI-контроллер и забыть о головной боли. На вопрос, “а зачем вообще вся эта суета, когда любой настоящий контроллер “заточен” для решения проблемы управления программами и устройствами по MIDI?” можно ответить следующее. Контроллеры стоят несравнимо больше джойстиков. Буквально, в разы. Если же игровой манипулятор уже имеется, то почему бы его не использовать в таком благом деле?
Добавление игрового манипулятора к имеющемуся MIDI-контроллеру может помочь в некоторых затруднительных положениях. Например, при необходимости “развести” управление разными параметрами или инструментами на разные контроллеры, сохраняя при этом главенствующую роль за MIDI-контроллером. А “для пробы” такой вариант просто таки незаменим: прежде чем покупать профессиональный (то есть, далеко не дешевый) MIDI-контроллер, можно попробовать выполнить все те же действия с помощью джойстика.
Ещё одним преимуществом игрового манипулятора перед настроящим контроллером видится его надёжность. Без сомнения, китайский no name развалится так же быстро как дешевыйMIDI-контроллер. Однако, известные бренды заботятся о хоть каком-то приличии в сроке жизни своих продуктов: кнопки и пространственные контроллеры предназначены для жёсточайших и тяжелейших условий игровой вакханалии и прослужат дольше своих музыкальных собратьев. Для выбора правильного джойстика достаточно полазить по игровым форумам или прислушаться к мнению специалистов в этой области, благо есть множество печатных и онлайновых изданий на эту тему.
Какова цена вопроса? Сейчас цены на джойстики колеблются в пределах 500-1500 рублей, и выбирать можно любой манипулятор. Всё зависит от Вашей требовательности к качеству и присутствия на манипуляторе пространственных контроллеров (они ещё называются аналоговыми джойстиками). “Чистый” Китай, а также многостаночники типа Genius – дешевле, Logiteck и ему подобные – дороже. Кроме стандартных игровых манипуляторов (джойстиков, штурвалов и их производных) существуют гибридные модели с атрофированной клавиатурой или чем-то подобным. Особого смысла приспосабливать под MIDI такие устройства нет: стоят они дорого, а проку не больше, чем от распространённых и хорошо зарекомендовавших себя моделей.
Решение поставленной задачи – переделки игрового джойстика в настоящий MIDI-контроллер – наверняка можно форсировать несколькими способами, благо поиск в интернете работает справно. Show Пресс “выделил” два наиболее простых и актуальных для современных операционных систем на базе Windows. Эти способы принципиально отличаются не только в подходе к “трансформации” джойстика, но и в “заходе” к кошельку пользователя. То есть, один из вариантов просит денег, а другой – уважения к авторам программ. Итак, кратко рассмотрим оба в порядке убывания цены вопроса.
MIJOY PRO 3 – необыкновенный VST
MIJOY PRO 3, как видно по номеру, уже третья версия достаточно известного VST-плагина, способного “перевести” команды Вашего джойстика в сообщения MIDI. С помощью этого плагина можно управлять как программными синтезаторами и эффектами (то есть, параметрами тех же VSTi и VST плагинов), так и их реальными собратьями. При помощи режима MIDI-Thru можно разделять и совмещать MIDI-управление с другими контроллерами. То есть, джойстик можно “заточить” под узкоспециальные задачи, используя для всех остальных имеющийся MIDI-контроллер. Кроме того, одновременно можно использовать до 8-ми игровых манипуляторов (с трудом представляется картина подобного творческого порыва: 8 разложенных вокруг компьютера джойстиков, обклееных метками и управляющих каждый своим фильтром, временем атаки или частотой генератора огибающей). А на каждом джойстике может быть запрограммировано до 16-ти кнопок и 2-х пространственных контроллеров.
На сайте разработчиков MIJOY PRO можно найти примеры установки и применения плагина на разных хостах (Nuendo, Live, Sonar, Samplitude и других), причём настройка производится как правило очень быстро, в 4-5 шагов. За своё детище авторы просят $ 35, что можно оценить как вполне адекватную сумму за такую полезную в некоторых ситуациях вещь. Связка джойстик + Mijoy Pro всё равно будет многократно дешевле любого MIDI-контроллера (даже не самый дорогой бренд M-Audio со своим устройством Trigger Finger, имеющим многочисленные нарекания по части надёжности и долговечности, обойдётся на момент написания статьи в $200-250).
Резюме: Mijoy Pro очень неплохой вариант для работы с VST-совместимой виртуальной студией, гибкий в настройках и имеющий несколько полезных режимов работы. При грамотном подходе может сослужить хорошую службу во многих задачах с использованием как программных, так и “железных” синтезаторов и эффект-процессоров. Просит разумных денег.
MIDI Yoke + Rejoice = бесплатно и гибко
Для бесплатного перевоплощения своего игрового манипулятора подойдёт связка двух программ: полезной и универсальной утилиты MIDI Yoke, создающей в системе виртуальные порты MIDI, и программы Rejoice (на момент написания версии 1.6), которая трансформирует команды с USB-джойстика в команды MIDI. MIDI Yoke необходима для создания виртуального входящего MIDI порта и перенаправления комманд MIDI c игрового USB-манипулятора на этот порт. То есть, в системе вы сможете использовать этот порт как настоящий MIDI-In, и назначать его в своих виртаульных студиях как Вашей душе заблагорассудится. Всего в MIDIYoke возможно до 16-ти виртуальных связок In-Out (то есть до 16 портов In и 16-ти портов Out). Но можно ограничиться и одним портом.
Обе программы работают на последних версиях Windows (включая Висту). Для настройки связки, следует пройти несколько шагов. Установить MIDI Yoke, запустить её конфигурацию, где выбрать количество портов и способ MIDI Feedback. Для последней опции можно выбрать последний же пункт “Data Rate, then Ctrl ID” и поставить произвольное число в поле ввода. После этого подключить к компьютеру игровой манипулятор, запустить программу Rejoice и установить опцию “Midi Out” на созданный виртуальный MIDI порт (cм. рис. №3).
В следующей секции Rejoice выбирайте поле Button и жмите первую кнопку джойстика, выбирайте “Note On” и жмите кнопку “Add” (cм. рис. №4).
Для каждой кнопки и контроллера Вашего джойстика, которые Вы хотите использовать, эту процедуру следует повторить. Всё. Теперь игровой манипулятор настроен. Запускается FL Studio, Cubase или что-то другое, в MIDI настройках MIDI-контроллером назначается тот портMIDI Yoke, который мы выбрали на одном из предыдущих шагов. Чтобы не запутаться, создайте в системе только один виртуальный порт MIDI Yoke и выберите именно его.
Резюме: не самый простой, но очень гибкий способ для переквалификации Вашего джойстика в настоящий MIDI-контроллер. Работает на современных операционных системах Windows (чего не всегда можно ожидать от бесплатных программ с давней историей). Для “поробовать” – самое оно.
Выводы и рекомендации:
Оба описанных выше способа позволяют контролировать виртуальные студии с игрового манипулятора. Отличия состоят только в подходе.
- Связка двух программ бесплатна, но и хуже документирована, не гарантирует обновления при выходе новых версий Windows и функционально беднее, хотя работа через виртуальные порты и представляется более гибкой.
- Mijoy Pro работает только как плагин VST, стоит денег, однако имеет несколько режимов работы, поддержку разработчика и развернутые примеры настройки (в том числе, в форме видео-уроков).
Думается, выбор каждый заинтересовавшийся сделает сам, благо для Mijoy Pro есть демо-версия, работающая 30 дней, а связка из MIDI Yoke и Rejoice бесплатна в принципе. Если рассмотренный в статье путь трансформации джойстика в MIDI-контроллер пришёлся по душе – пишите в комментариях свои отзывы и впечатления, возможно это пригодится другим.
Инфа нагло слита с сайта showpress.ru
Червяков Александр
worm (a) artefakt.ru
А как вызвали меня –
я свял от робости,
А из зала мне кричат –
давай подробности!
Все, как есть!
А.Галич, «Красный треугольник»
Признаюсь честно, меня весьма порадовало, что цикл статей «Апология бесплатного сыра» (см. «Ш-М» №№ 1, 3, 4 за 2005 г. и № 1 за 2006 г.) не прошел незамеченным, по крайней мере, если судить по письмам читателей. Пользуясь случаем, хочу искренне поблагодарить всех, приславших свои отзывы, критические материалы, дополнительную информацию, а также ссылки на новые интересные (и, естественно, свободно распространяемые!) программы. Я, в свою очередь, также не прекращаю раскопки во Всемирной паутине и слежку за новыми версиями существующих продуктов. Не сомневаюсь, что, как только нашими общими усилиями будет найдено побольше материалов по новинкам бесплатного софта, цикл «Апология…» будет продолжен.
Ну а пока давайте возьмем одну из представленных в Интернете бесплатных программ и рассмотрим ее подробно со всех сторон, как положительных, так и отрицательных. Именно об этом меня просили многие читатели – рассматривать хотя бы некоторые программы детально. Проще, например, с виртуальными синтезаторами или секвенсерами – в конце концов все они в чем-то похожи друг на друга, как коммерчески распространяемые, так и бесплатные. А вот с разнообразной «экзотикой» все далеко не так радужно – поди разберись с какой-нибудь непонятной софтиной, что она из себя представляет, с чем ее едят и зачем она вообще. В статье написано: хорошая, а чем конкретно хороша – два с половиной слова. В общем, как в той песне, «а из зала мне кричат – давай подробности!».
Главный герой сегодняшней статьи – программа MIDI OX. Что такое MIDI – понятно, а слово OX с английского переводится как «бык». Наверное, разработчики намекают на исключительную мощность своего детища и, кстати, не без оснований. Что до меня, я предпочитаю последние две буквы названия читать по-русски. Потому что программа ну просто ОХ… как хороша! Когда начинаешь понимать, какие возможности она предоставляет музыканту в студии (да и на сцене), по спине прямо-таки холодок пробегает. Самое поразительное заключается в том, что в ней нет никаких инопланетных технологий – она действительно проста, как все гениальное!
Отдаленным предком MIDI OX является малюсенькая программа Midimon, выпущенная корпорацией Microsoft в далеком 1991 году. Сказать по правде, тогдашняя Microsoft была ничуть не лучше теперешней – и Midimon, как многие другие программные продукты, быстро прославился своей «глючностью». В дело вмешался программист Джеми О’Коннел (Jamie O’Connell), который обнаружил причину возникновения ошибки и опубликовал в Сети (Бог ты мой, она тогда уже существовала!) методы борьбы с ней. Позднее к Джеми присоединился Джерри Йоргенруд (Jerry Jorgenrud), и вдвоем эти парни полностью переписали код, отвязавшись тем самым от наследия Билла Гейтса и превратив туповатую утилиту в великолепное средство для мониторинга и управления MIDI-потоками.
Комплект MIDI OX состоит из собственно программы MIDI Ox и мультиклиентного драйвера MIDI Yoke, причем эти компоненты скачиваются и устанавливаются независимо друг от друга. Если не хотите связываться с MIDI Yoke, никто не будет вас заставлять это делать. MIDI Ox и без Yoke-драйвера представляет собой весьма неплохой инструмент. Однако в комбинации эта парочка позволяет творить с синтезаторами и звуковыми модулями много чего умопомрачительного и сногсшибательного, так что MIDI Yoke все-таки рекомендую установить.
|
Если это сделать, после перезагрузки Windows в системном списке MIDI-устройств (Панель управления ё Звуки и аудиоустройства а Аудио, «Воспроизведение MIDI») появится восемь новых портов, обозначенных как MIDI Yoke (NT)* 1 – 8. Это самые обыкновенные мультиклиентные драйверы (pipe-драйверы), в точности такие же, как Hubi’s LB4 или Multimid.
Обычно порт того или иного MIDI-устройства захватывается запущенным в данный момент приложением, и при попытке другой программы обратиться к нему будет получен грубый отказ. Именно поэтому чаще всего не получается запустить одновременно, скажем, MIDI-секвенсер (например, Cubase) и MIDI-редактор/библиотекарь (Sound Diver) или секвенсер в паре с автономным программным синтезатором (Generator, VAZ и т.д.). Мультиклиентные драйверы позволяют обходить это препятствие, становясь как бы «посредниками» между реальным устройством и использующей его программой. Каждый из восьми виртуальных портов MIDI Yoke может принимать MIDI-сообщения одновременно с трех физических MIDI-портов или отсылать MIDI-сообщения одновременно на три выходных MIDI-устройства. Точно так же, как LB4 и Multimid, один и тот же Yoke-порт может быть одновременно и входом, и выходом.
|
Каким образом все это работает на практике? У каждого секвенсера или MIDI-редактора есть список активных входных (MIDI Input) и выходных (MIDI Output) устройств. Обратите внимание, упоминавшийся выше «захват» порта осуществляется программой не только при непосредственной передаче данных! Если устройство есть в списке, оно уже «занято».
Таблица 1. Типичная исходная конфигурация. Одновременный запуск этих программ приведет к сообщению об ошибке
Поэтому нам следует удалить из списка устройств все реальные MIDI-порты.
Почему мы так своеобразно «раскидали» номера Yoke-портов, чуть дальше. Закроем теперь редактор и секвенсер и запустим, наконец, MIDI Ox.
|
Для начала нам потребуется определить входные и выходные устройства. В меню Options выберем команду MIDI Devices:
Теперь в окнах MIDI Inputs и MIDI Outputs необходимо указать все входные и выходные MIDI-устройства, как физические, так и виртуальные. При этом какая-то часть Yoke-портов устанавливается в качестве входов, другая – в качестве выходов. На картинке, например, Yoke 1 и 2 являются MIDI-входами, Yoke 3 и 4 – MIDI-выходами. В окне Port Mapping содержится общая информация о текущей схеме связи между портами (mapping) и параметрах фильтров, в окне Port Map Objects – активные на текущий момент объекты.
Нажимаем OK. Теперь выберем в меню View пункт Port Routings. Открывается окно коммутатора портов.
Теперь соединим входы Yoke 1 и 2 с синтезатором, в данном случае звуковой платой SW60XG:
Обратите внимание: те Yoke-порты, которые были входными для секвенсера и редактора, в MIDI Ox являются выходными и наоборот. Ну что ж, теперь мы можем запустить секвенсер (в данном случае Digital Orchestrator Plus) и MIDI-редактор (XG Edit).
|
При каждом запуске MIDI Ox загружается последняя работоспособная конфигурация. Однако при первом запуске программы по странной прихоти разработчиков все порты будут соединены между собой. В этом случае следует нажать в окне Port Routing правую кнопку мыши и выбрать команду «Disconnect All». Теперь коммутационная панель девственно чиста, можем приступать к подсоединению.
Соединим порт MIDI-клавиатуры (в данном случае Delta AP MIDI) с портами Yoke 3 и Yoke 4. Для этого достаточно просто нажать левую кнопку мыши на пиктограмме нужного входного порта и «протянуть виртуальный провод» куда надо. Как вы помните, порт Yoke 3 был назначен входным для MIDI-редактора, а порт Yoke 4 – для секвенсера.
|
Замечательно: теперь мы можем одновременно записывать дорожки в секвенсере и накручивать звуки в редакторе безо всяких гнусных сообщений об ошибках. Пожалуй, стоит только отключить опцию MIDI Through в редакторе, чтобы при игре на MIDI-клавиатуре ноты не «раздваивались». И все? Ведь это могли делать и обыкновенные pipe-драйверы, зачем вся эта акробатика? Нет, это не все, а только начало.
|
Добавим еще один ма-а-аленький проводочек и соединим порт Yoke 1 (т.е. выход редактора) с портом Yoke 4 (т.е. входом секвенсера). Мы можем делать это совершенно спокойно: все порты Yoke являются мультиклиентными.
Что при этом произойдет? Теперь MIDI-сообщения редактора отсылаются не только на вход синтезатора, но и непосредственно в секвенсер. А это означает, что мы получили возможность записывать на дорожки секвенсера все без исключения манипуляции с MIDI-редактором, включая выбор патчей, редактирование параметров, изменение глобальных настроек и даже игру мышкой на экранной клавиатуре. Согласитесь, здесь есть существеннейшая разница: до этого момента мы могли загрузить нужный алгоритм обработки, например, фленжер, и настроить какие-то его параметры – один раз на всю песню. И при этом нам необходимо было сохранять два файла: один, содержащий данные секвенсера, и второй, содержащий данные редактирования. А теперь нам можно запросто прописать в трек изменения всех параметров всех эффектов (частота/глубина/обратная связь и т.д.) или вообще сменить эффект «по ходу пьесы», и все это в реальном времени! Таким образом можно даже из Yamaha PSR 550 «выжимать» совершенно убойные звуки и спецэффекты, а уж про «взрослые» синтезаторы я молчу. При этом для сохранения всего роскошества в одном файле достаточно установить секвенсер на запись (естественно, от начала) и нажать кнопку Refresh Synth (или аналогичную) в редакторе. Снимок состояния синтезатора записан – и теперь все настройки будут аккуратно сохранены в одном MIDI-файле с данными треков.
|
Здесь стоит, однако, сказать об одной весьма важной вещи и ответить на один весьма важный вопрос, который наверняка уже задает пытливый читатель. Начнем с вопроса: поскольку каждый Yoke-порт может быть и входом, и выходом, почему бы нам не установить в секвенсере вход Yoke 1 и выход Yoke 1 и сделать то же самое в редакторе? Картинка будет приблизительно вот такая:
У нас освободилось три виртуальных порта, не говоря о том, что схема маршрутизации упрощается. Или здесь какой-то подвох?
Поздравляю, такая схема вполне работоспособна, и в принципе имеет право на существование. Но! Тогда мы будем вынуждены отключить опцию MIDI Through и для редактора, и для секвенсера. Иначе любая нота на выходе будет продублирована, копия будет отправлена на вход, оттуда на выход, снова дублирование – в общем, процесс «раскручивается» практически моментально, забивая при этом полифонию и вешая намертво процессор. Это явление называется «MIDI feedback», или обратная связь. (Слышали, как микрофоны заводятся? Ну так вот, это почти то же самое, только в цифровой среде.) Стоит отметить, что MIDI Ox отслеживает возникновение обратной связи и отключает соответствующий Yoke-порт (а заодно выводит грозное предупреждение на экран).
А что произойдет, если опцию MIDI Through отключить везде? Такая схема работоспособна, следует только соблюдать следующие правила:
• При записи в секвенсере обязательно указывать канал записи для трека, например, MIDI Channel 1, а не MIDI Omni или что-то подобное. В противном случае на новые треки будет аккуратно переписано содержимое ранее записанных дорожек.
• Проследить, чтобы функция LOCAL на синтезаторе была отключена.
• При работе с различными треками соответственно изменять рабочий MIDI-канал синтезатора (Global Channel) на соответствующий.
• Помнить, что запись «внакладку» на один и тот же канал в этом случае становится невозможной – все уже сыгранные ноты будут записываться повторно, сами на себя.
Но я рекомендую все-таки первый вариант подключения. Виртуальных портов мы, безусловно, «съедаем» в три раза больше, но зато при записи не потребуется лишних телодвижений и никаких ограничений нет. Да и с обратной связью проблем гораздо меньше. Итак, мы можем подвести первые итоги. Окно маршрутизации Port Routing позволяет свободно коммутировать между собой разнообразные программы и MIDI-устройства. Это, безусловно, здорово – однако мы в нашем знакомстве с MIDI Ox еще даже до середины не дошли. Так что дышите глубже
|
Давайте перейдем к тому, из чего «вырос» MIDI Ox – к мониторингу MIDI-данных. Для этого у программы есть целый арсенал самых разнообразных инструментов. Начнем с окон Monitor Output и Monitor Input. Первое присутствует на экране MIDI Ox всегда (при попытке его закрыть оно сворачивается), а второе вызывается с помощью команды меню View ё Input Monitor. Теперь выбираем команду Actions ё Start Display, и в окне монитора начинают отображаться все MIDI-данные, поступающие на выходы MIDI Ox (если таковые есть). Загрузите в секвенсер какой-нибудь файл, подвигайте виртуальным фейдером в редакторе или просто побренчите на клавиатуре – все MIDI-события будут немедленно отображены на экране.
|
Как показано на иллюстрации, в окне монитора отображается информация в виде шестнадцатеричного кода и расшифровка событий. Однако при интенсивной работе с контроллерами эта информация прокручивается с совершенно сумасшедшей скоростью, в этом потоке невозможно что-либо разглядеть! Для того чтобы осуществлять мониторинг только определенного MIDI-канала и/или MIDI-сообщений определенного типа, используется фильтр. Кликните правой кнопкой мыши на окне монитора и выберите команду MIDI Filter.
В раскрывшемся диалоговом окне расставьте галочки напротив тех типов сообщений и MIDI-каналов, «слежка» за которыми вам ни к чему.
В окне MIDI Status (меню View ё MIDI Status) отображается сводная информация о значениях наиболее важных контроллеров в данный момент.
Окно MIDI Port Activity (меню View ё Port Status) показывает, по каким портам и MIDI-каналам в текущий момент происходит передача данных.
Следует отметить, что отображение всех этих данных достаточно интенсивно «кушает» быстродействие процессора. Поэтому не стоит держать MIDI-мониторинг включенным постоянно. Для его остановки выберите в меню Actions команду Stop Display.
В окне монитора исключительно удобно «отлавливать» управляющие низкоуровневые системные сообщения. Не секрет, что обычно синтезаторы позволяют записывать в секвенсер далеко не все манипуляции с ручками, кнопками, настройками и т.д. Например, чтобы воспроизводить MIDI-файлы на моем Roland Juno-D, его требуется перевести в режим Performance, а по умолчанию после включения он находится в режиме Patch. В руководстве по эксплуатации и на сайте разработчика информация отсутствовала, однако с помощью MIDI-монитора нужные мне Sysex-сообщения были выловлены в течение 10 секунд. Теперь в начале каждого MIDI-файла я прицепляю вот такой вот свежевыловленный Sysex:
F0 41 10 00 64 12 00 00 00 00 00 00 F7
И при нажатии на кнопку секвенсера PLAY, синтезатор в каком бы режиме он у меня ни находился, обязательно перейдет в режим Performance. Сам, без напоминаний. Мелочь, но как приятно!
|
Для того чтобы познакомиться со следующей группой инструментов MIDI Ox, прежде всего необходимо вернуться к окну MIDI Port Routing. Это можно сделать через меню, а также с помощью кнопки быстрого доступа. Нам нужен порт MIDI-OX Event Port, позволяющий MIDI Ox самому генерировать MIDI сообщения. Соединим его со входом нашего синтезатора:
|
Окно Control Panel (меню View ё Control Panel) позволяет послать по какому-либо MIDI-каналу (или сразу по всем) сообщения типа Patch Change и Control Change. Иногда крайне полезная вещь. К примеру, в случае возникновения «повисших» нот и прочего музыкального мусора, пошлите по всем каналам сообщение «All Notes Off» (СС #120):
Окно Instrument Panel (View ё Instrument Panel) предоставляет возможность выбирать патчи из поименованных банков в соответствии с информацией, содержащейся в специальном ins-файле.
|
Команда NRPN Calculator из меню View позволяет легко и быстро преобразовывать значения типа «старший байт/младший байт» (MSB/LSB) в 14-битовые MIDI-сообщения Bank Change, RPN и NRPN.
Панели MTC Transport (View ё MTC Transport) и MIDI Sync Transport (View ё MIDI Sync Transport) служат для того, чтобы генерировать синхронизирующие сигналы форматов MTC (MIDI Time Code) и MIDI (MIDI Sync). Таким образом, с помощью MIDI Ox вы можете не только запускать несколько программ одновременно, но и синхронизировать их между собой, задав нужный темп, размер, разрешение в тиках (PPQN) и формат SMPTE. Только не забудьте предварительно соединить порт MIDI OX Event со входами программ и включить там синхронизацию нужного типа (MTC/SMPTE или MIDI).
|
Команда Sysex из меню View вызывает на дисплей окно для работы с системными сообщениями формата System Exclusive. Здесь вы можете принимать Sysex с синтезатора, осуществлять в его теле операцию поиска и замены значений, сравнивать между собой два Sysex-сообщения, а также распечатывать Sysex-дамп на принтере.
|
Ну что же, с мониторингом и сервисными функциями мы разобрались. Однако и это еще не все! Дело в том, что MIDI Ox позволяет различным образом преобразовывать MIDI-данные, шныряющие туда-сюда между входами и выходами!
Выберем в меню Options пункт Data Mapping. На экране отобразится диалоговое окно преобразования данных.
Каждая строка представляет собой очень мощный фильтр, позволяющий трансформировать MIDI-данные самым неожиданным образом. Карта преобразования, показанная на иллюстрации, осуществляет разделение (split) клавиатуры на две зоны. Она состоит из двух фильтров, по одному в каждой строке – один для сообщений Note On, второй для сообщений Note Off.
Если нажать на кнопку Edit, раскроется окно редактирования фильтра. В нашем примере если нажимается клавиша с номером ноты от 0 до 48 (нижняя половина MIDI-клавиатуры), соответствующие MIDI-события будут переброшены на канал 2. Таким образом, клавиатура оказывается разделенной на две зоны.
|
Однако разве кто-то ограничивает нас в количестве фильтров? Нажмем на кнопку Cancel и создадим еще два с помощью кнопки Insert. Укажем в качестве диапазона ноты с номерами от 49 до 61, а в качестве канала переадресации – канал 3. Теперь клавиатура нашего инструмента поделена уже на три зоны! Количество зон ограничено только количеством MIDI-каналов.
Итак, еще раз вдумайтесь: мы можем в реальном времени преобразовывать одни типы MIDI-сообщений в другие! Например, фильтр вот с такими установками:
|
превращает сообщения от Pitch-колеса (Pitch Bend) в сообщения Control Change #74 (Filter Cutoff). Теперь при манипуляциях с колесом будет изменяться частота среза обрезного фильтра. Если поставить галочку напротив отметки “Pass original value in (Clone)”, колесо будет управлять одновременно и высотой тона, и частотой среза. Аналогично добавим на колесо модуляции (CC #1) управление глубиной резонанса (CC #71). А кто нам мешает это сделать?
Вот еще один любопытный фильтр – он переворачивает клавиатуру «вверх ногами»:
Сообщения Note On с номерами от 0 до 127 преобразуются в сообщения с номерами от 127 до 0, в результате нижние ноты оказываются сверху, а верхние – снизу. Возможности поистине безграничные. Вам нужно осуществлять быстрое переключение между двумя тембрами? Нет ничего проще – создайте фильтр, преобразующий нажатие на крайнюю нижнюю клавишу (Note On # x) в событие Patch Change # y1, а нажатие на соседнюю с ней клавишу (Note On # x+1) – в сообщение Patch Change # y2. Все, можно начинать колбаситься! Для игры на органе сустейн-педаль обычно не требуется – ну так и что, повесьте на нее скорость вращения Лесли-эффекта! Главное, чтобы в движке синтезатора этот эффект присутствовал, остальное – дело техники.
|
Нажатием на кнопку Save готовые карты преобразования со всеми входящими в них фильтрами могут быть сохранены в файле формата *.oxm для дальнейшей загрузки. Потому что (вы будете смеяться) это тоже еще не все!
Вернемся к тому, с чего все, собственно говоря, начиналось, – к окну Routing Map.
Оно сейчас, правда, выглядит немного по-другому. Вы обратили внимание на серые квадратики на проводах? Так вот, если щелкнуть по этому квадратику правой кнопкой мыши и выбрать команду Properties, на экране появится вот такой диалог:
Как видите, для каждого виртуального «проводка» мы можем отфильтровать определенные MIDI-каналы и типы системных сообщений, но самое главное – можем назначить на этот провод фильтр, созданный нами при работе в окне Translation Map. Это просто – раскройте список Map File и выберите сохраненный ранее (или библиотечный) файл *.oxm. Если включена обычная фильтрация, верхний левый уголок у серого квадратика будет окрашен в синий цвет. Если включена карта преобразований, нижний правый уголок становится зеленым. Но цвет тут, безусловно, не главное. В данном примере MIDI-клавиатура подсоединена к портам Yoke 1, 2 и 3. На первый провод не повешено никаких фильтров. На втором и третьем отключены системные сообщения и установлены две карты преобразования. Первая просто «перекидывает» сообщения Note On/Off с канала 1 на канал 2. Вторая копирует ноты с канала 1 на канал 3, причем только в нижней половине клавиатуры, плюс транспонирует эти ноты на октаву вниз. Затем, порты Yoke 1, 2 и 3 соединены со входом синтезатора, где на каналах 1, 2 и 3 установлены синтетические струнные, аккордеон и бас-гитара. И вот результат – самая настоящая интересно звучащая комбинация в духе Korg Triton. Хотя при чем тут Triton?! Triton отдыхает – у него на каждую комбинацию до восьми программ можно вешать. А здесь – шестнадцать! Нет, я на самом деле не шучу – карты Translation Map могут разделять данные как по высоте нот (Keyboard Split), так и по скорости нажатия на клавиши (Velocity Split)! Это же революция, граждане! Теперь многослойные динамичные комбинации можно делать на любых синтезаторах – лишь бы хватило полифонии (и быстродействия у ПК)! На один провод (он же канал, он же тембр) повесим тот самый «переворачивающий клавиатуру» фильтр, на другом – заставим колесо модуляции управлять глубиной DSP и т.д. и т. п.
|
Для полного «отритонивания» нам не хватает только арпеджиатора, правда? Увы, встроенного арпеджиатора у MIDI Ox нет. Но есть средства для его создания!
Дело в том, что MIDI Ox оснащен COM-интерфейсом, совместимым с языками программирования Visual Basic, C++ и Windows Script Host. Подробное описание всех функций интерфейса и примеры работы находятся в справочном файле MIDI Ox. На сайте программы выложены два скомпилированных приложения (с исходниками), написанные на Visual Basic, – небольшой Sysex-менеджер и тот самый долгожданный арпеджиатор:
|
Правда, в реальной работе арпеджиатор оказался несколько «глюковат», да и функций с режимами, откровенно говоря, хотелось бы побольше… Но это я, по-моему, уже ударился в занудство :). Переменные и функции программного интерфейса MIDI Ox предоставляют программисту полный доступ к MIDI-портам и проходящим через них потокам данных. То есть, говоря по-русски, при желании можно не то что арпеджиатор – секвенсер написать, свой собственный! Или MIDI-редактор. Или драм-машину. В общем, все, что душе угодно.
Ну что же, подведем итоги. Перед нами мощная, гибкая, открытая для всевозможных расширений, да еще и бесплатная программа. Программа, с помощью которой практически любой синтезатор или MIDI-модуль приобретает совершенно потрясающие возможности. MIDI Ox позволяет заниматься созданием собственных звуков, записывать убойные спецэффекты, интегрировать между собой MIDI-инструменты, секвенсеры, редакторы с непревзойденной доселе гибкостью и удобством. Я кого-то еще не убедил?
Мне кажется, я забыл сказать о чем-то важном. А, ну конечно: http://www.midiox.com. Скачивайте, разбирайтесь – и удачных вам творческих поисков, дорогие читатели!
Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Как поиграть на синтезаторе, если его нет?
Для превращения компьютера в синтезатор нам потребуется следующее программное обеспечение:
- Виртуальный синтезатор. Используется в качестве генератора тона, что позволит получить качественное звучание, по сравнению со звучанием синтезатора встроенной звуковой карты.
- ASIO-драйвер. Необходим для значительного уменьшения задержки звука после нажатия на клавишу (если у вас стоит звуковая карта с поддержкой ASIO, то данный драйвер устанавливать не нужно).
- Драйвер виртуального MIDI-кабеля. Используется для соединения виртуальной MIDI-клавиатуры с виртуальным синтезатором.
- Виртуальная MIDI-клавиатура. Играть мы будем на компьютерной клавиатуре, поэтому подойдет только такая, которая может работать и через компьютерную клавиатуру.
Установите, например, следующее программное обеспечение:
- Корг M1 — программный синтезатор из пакета Korg Lagacy Collection
- ASIO4ALL — универсальный ASIO-драйвер
- Midi Yoke (Windows 7 64 не поддерживает) или бесплатную LoopBe1 — виртуальный MIDI-кабель
- Bome’s Mouse Keyboard — виртуальная клавиатура с поддержкой управления через компьютерную клавиатуру
Звук можно воспроизводить и через встроенный динамик ноутбука, но во избежание очень сильных огорчений лучше сразу подключить к компьютеру внешнюю акустику или наушники.
После установки всех программ перезагрузите компьютер.
Настройка программ осуществляется очень просто.
Запустите Bome’s Mouse Keyboard и задайте выходной MIDI-порт LoopBe Internal MIDI (или Out to MIDI Yoke: 1) (рис. 1).
Рис. 1. Настройка выходного MIDI-порта в программе Bome’s Mouse Keyboard.
Входной порт в пункте главного меню Midi In должен стоять на «none» (если управление будет с компьютерной клавиатуры).
В случае использования программы LoopBe необходимо запустить LoopBe1 Monitor и снять галочку с поля Mute (рис. 2).
Рис. 2. Включение LoopBe.
Откройте окно программы Корг M1. Войдите в окно настроек по команде главного меню System|Preferences и настройте параметры аналогично тому, как показано на рисунках 3 и 4. Здесь указывается нужный драйвер ASIO и входной MIDI-порт (который является выходным портом в Bome’s Mouse Keyboard).
Рис. 3. Настройка аудиоустройства в программе Korg M1.
Рис. 4. Настройка MIDI в программе Korg M1.
Щелкните курсором по клавише на клавиатуре программы. Если звук есть, то звуковое устройство для Корг M1 настроено.
Запустите окно автономных настроек ASIO4ALL и проверьте в списке WDM-устройств, включена ли нужная звуковая карта (рис. 5).
Рис. 5. Окно настроек ASIO4ALL.
Аудиокарта Scarlett 2i4 USB имеет поддержку ASIO, поэтому здесь она показана для примера, а на практике ASIO4ALL в этом случае не требуется.
Активизируйте окно Bome’s Mouse Keyboard и нажимайте любые алфавитно-цифровые клавиши. Если звука нет, то проверьте всю цепь прохождения сигнала, начиная от того, воспроизводит ли вообще компьютер аудиофайлы. Причины отсутствия звука могут быть разными:
- Неверно указаны аудиоустройства в использующихся программах
- Неверно указаны MIDI-порты для связи синтезатора и виртуальной клавиатуры
- Звук где-то выключен (в программе LoopBe или микшере)
- Неполадки с драйвером звуковой карты
- Нестыковка программного обеспечения
Если звук идет с явным запаздыванием относительно нажатия на клавиши, то можно поэкспериментировать c настройками ASIO4ALL. С уменьшением размера буфера ASIO задержка уменьшается, но также уменьшается и устойчивость работы системы. К примеру, на стареньком одноядерном AMD 64 3000+ даже без настройки играть было весьма комфортно.
Александр Страшко
Вконтакте
15.02.14
Рубрики
Школа
Дом
В помощь начинающим
Обучающие материалы
Звук
Свет
Общие вопросы
Copyright © 2006-2020 Мы и Музыка