Закупка ноутбука с windows по 44 фз

Изменения в процедуре закупки компьютеров по 44-ФЗ, действующие с 2019 года. Закупка компьютеров по 44-ФЗ в 2020 году. Ограничения закупки комплектующих для компьютеров по 44-ФЗ. Совместная закупка компьютеров и программного обеспечения по 44-ФЗ и ограничения. Примеры нарушений при закупке компьютеров по 44-ФЗ.

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Изменения в процедуре закупки компьютеров по 44-ФЗ, действующие с 2019 года
  • Закупка компьютеров по 44-ФЗ в 2020 году
  • Ограничения закупки комплектующих для компьютеров по 44-ФЗ
  • Совместная закупка компьютеров и программного обеспечения по 44-ФЗ и ограничения
  • Примеры нарушений при закупке компьютеров по 44-ФЗ

Процедура закупки компьютеров по 44-ФЗ с 2019 года претерпела ряд существенных изменений. В мае 2020 года были введены дополнительные ограничения. Постановления и приказы, вводящие запреты на закупки в данной сфере, важно знать как поставщикам, так и заказчикам.

Чтобы избежать жалоб в ФАС и судебных разбирательств, а также облегчить закупочную процедуру там, где это возможно, необходимо разобраться в некоторых нюансах таких закупок. Подробнее о законодательных актах, вводящих запреты, и тонкостях участия в торгах читайте в нашем материале.

Изменения в процедуре закупки компьютеров по 44-ФЗ, действующие с 2019 года

Изменения в процедуре закупки компьютеров по 44-ФЗ

Основным нововведением в закупках компьютерного оборудования по закону 44-ФЗ стал запрет на приобретение программно-аппаратных комплексов систем хранения данных, произведенных за пределами России, в том числе в странах ЕАЭС. Данное распоряжение содержится в Постановлении Правительства РФ от 21.12.2019 № 1746 (далее – Постановление № 1746). Причем не имеет значения способ выбора поставщика – конкурентный или неконкурентный. Вышеуказанное оборудование иностранного производства государственные и муниципальные заказчики в соответствии с постановлением не могут приобретать на протяжении 2 лет – с 26.12.2019 по 26.12.2021.

Вопросу импортозамещения радиоэлектронной продукции посвящены следующие нормативные акты:

Постановление Правительства РФ от 21.12.2019 № 1746

Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878

Приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н

Вводит запрет на допуск к закупкам для обеспечения государственных и муниципальных нужд произведенных за пределами России программно-аппаратных комплексов систем хранения данных, обозначенных под кодом по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 26.20.2 «Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных»

В перечень товаров иностранного производства с ограниченным допуском к закупкам входит:

26. Оборудование компьютерное, электронное и оптическое (за исключением продукции, соответствующей коду классификатора 26.20.2 «Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных», которое постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. № 1746 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» не допущено к закупкам сроком на 2 года)

В перечень продукции иностранного производства с ограниченным допуском к закупкам входит:

Оборудование с кодом 26.2 (за исключением 26.20.9)

«Компьютеры и периферийное оборудование»

Если заказчик осуществляет закупку компьютеров по 44-ФЗ, то он обязан учитывать ограничения на допуск товаров в соответствии с Постановлением № 878. Если предмет контракта не попадает в сферу действия данного нормативного акта, что применяется приказ № 126н.

Следует разобраться с самим понятием «программный-аппаратный комплекс». В законе не содержится определение этого термина. Тем не менее на практике такое название носит оборудование, при помощи которого осуществляется торговля на товарных биржах, шифрование, работает система вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112, «Безопасный город» и другие.

То есть если бюджетное учреждение хочет закупить именно такой комплекс, то выбор будет ограничен исключительно оборудованием российского производства, которое можно идентифицировать по единому реестру российской радиоэлектронной продукции. Возможны некоторые варианты исключений, когда заказчику нужны товары определенного производителя, но только при наличии объективной и обоснованной потребности.

Участник закупки в своей заявке обязан подтвердить, что он предлагает отечественное оборудование. Для этого составляется декларация в свободной форме, содержащая информацию о том, что комплекс включен в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, и соответствующий номер записи. При оформлении контракта заказчик должен будет указать в нем этот номер реестровой записи.

Закупка компьютеров по 44-ФЗ в 2020 году

Закупка компьютеров по 44-ФЗ в 2020 году

Последние корректировки в механизм закупок компьютеров по 44-ФЗ внесены двумя постановлениями, размещенными на официальном сайте 1 мая 2020 г.:

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства».
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

При осуществлении закупок оборудования в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ необходимо в том числе учитывать ограничения, налагаемые данными Постановлениями.

Регламент допуска товаров и применения ограничений не изменился. Если предлагаемая участником продукция в принципе может участвовать в торгах, то заявка принимается с учетом имеющихся ограничений по допуску.

Если предметом договора являются работы или услуги, для осуществления которых исполнитель должен поставить определенные товары, то на них также распространяются ограничения.

Потенциальный поставщик, подавая заявку на тендер, обязан подтвердить соответствие своего товара условиям допуска. То есть понадобится декларация о том, что конкретный продукт включен в реестр российской промышленной продукции под соответствующим номером реестровой записи. Этот номер впоследствии также должен быть указан в контракте.

В этот же документ при необходимости включаются сведения о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации».

Приступив к исполнению контракта, поставщику понадобится оформить еще один подтверждающий документ – выписку из реестра российской промышленной продукции (ее можно заменить копией сертификата). Выписка формируется на сайте государственной информационной системы промышленности при помощи ее функционала.

Ограничения закупки комплектующих для компьютеров по 44-ФЗ

Часто при закупке компьютеров по 44-фз возникает необходимость в приобретении комплектующих, таких как флешки, карты памяти, внешние и внутренние накопители и пр. Следует иметь в виду, что на подобные предметы НЕ распространяются запреты. Кроме того, составляя извещение о закупке, заказчик может указать в нем либо запрет на товар иностранного производства, либо ограничение в соответствии с Постановлением № 878, но никак не оба эти условия. Ограничения закупки комплектующих для компьютеров по 44-ФЗ

Рассмотрим детальнее, к какому конкретно товару применим запрет. В п. 1 Постановления № 1746 сказано, что не допускаются на торги программно-аппаратные комплексы систем хранения данных, относящиеся к коду по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 26.20.2 «Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных» иностранного производства. Под кодом 26.20.2 ОКПД 2, помимо программно-аппаратных комплексов, есть еще другие товары, на которые запрет не распространяется.

Всевозможные носители информации – жесткие диски различного типа, карты памяти и пр. не имеют никакой программной части, и уж точно никак не подпадают под понятие «комплекс». Это просто периферийное компьютерное оборудование, на которое не может распространяться запрет на допуск к торгам.

Совместная закупка компьютеров и программного обеспечения по 44-ФЗ и ограничения

В соответствии с положениями закона 44-ФЗ в один лот могут быть объединены функционально связанные товары при условии, что это не ограничивает конкуренцию. Совместная закупка компьютеров и программного обеспечения по 44-ФЗ и ограничения

То есть при закупке компьютеров по 44-ФЗ заказчик вправе потребовать, чтобы на них уже была установлена операционная система (как правило, Windows). В данном случае объекты можно объединить в один лот, потому что пользоваться компьютером без ОС невозможно. А вот условие о предустановленном приложении Microsoft Office в такую закупку добавить уже нельзя, потому что между данным программным пакетом и функциональностью компьютера отсутствует прямая связь.

Но здесь не все так однозначно. Следует принять во внимание, что практически на все компьютеры в России устанавливается Microsoft Word, и именно в этой среде экономические агенты ведут документооборот. Поэтому, если закупка компьютеров по 44-ФЗ осуществляется для целей делопроизводства, то программа Microsoft Word будет необходима. Безусловно, компьютер станет работать и без нее, но цель закупки окажется не достигнута.

Опять же, и в самом законе 44-ФЗ (ст. 14), и в ряде других нормативных актов установлены запреты на закупку товаров, произведенных за пределами России.

С 1 августа 2019 г. Постановлением Правительства № 878 (далее ПП-878), принятом взамен действовавшего ранее ПП-968, установлен список радиоэлектроники, которая разрешена к закупке в рамках одной сделки.

Заказчик должен проверять соответствие предлагаемых к поставке изделий разрешенному перечню по реестру радиоэлектронного оборудования российских производителей, размещенному на официальном веб-ресурсе Минпромторга РФ. На сегодняшний день в реестр занесено около 800 позиций.

Важно! Перечни разрешенного к закупке оборудования в ПП-968 и ПП-878 разные. Поэтому заказчику следует внимательно проверять предлагаемый к поставке товар, чтобы не купить тот, который присутствовал в старом списке, но удален из нового.

Закупка компьютеров по 44-ФЗ – это самостоятельный лот, не следует в него включать какие-либо еще товары.

Если заказчик попытается в одну сделку объединить приобретение, например, строительных материалов и компьютеров, то это гарантированно приведет к административным санкциям со стороны ФАС, а сама закупка будет признана недействительной. Конечно, программное обеспечение – это не стройматериалы, но и к категории радиоэлектроники оно не относится. Поэтому объединять в один лот закупку компьютеров и программ по 44-ФЗ неправомерно.

В отношении иностранного программного обеспечения в соответствии с ПП-1236 действует запрет на закупку. Исключения возможны для тех продуктов, по которым заказчик сможет предоставить аргументированное обоснование невозможности использования российских аналогов.

Что касается таких исключений, то для товаров иностранного происхождения (произведенных в одной стране или нескольких) в приказе Минфина № 126н установлен порядок их ограниченного допуска на торги по 44-ФЗ.

В приказе содержится список товаров, которые могут закупаться только отдельным лотом, в том числе не допускается объединять в один лот позиции из данного перечня.

В ПП-878 и приказе № 126н установлены ограничения на закупку продукции с кодом 26.20.15.000 по ОКПД2 – именно в эту группу попадают компьютеры. А программное обеспечение, имеющее код 58.29.11.000 по ОКПД2, в ограничительных списках вышеуказанных нормативных актов не значится. Но, учитывая обязательность закупки компьютеров по 44-ФЗ одним лотом, не следует включать в такую сделку еще и программы, так как это будет нарушением ПП-878 и приказа Минфина РФ.

Если на приобретаемых компьютерах имеется предустановленный софт, то его закупка осуществляется по той же схеме, что и для любых лицензий. В ПП 1236 содержится указание на запрет на допуск к торгам иностранного программного обеспечения при любой форме лицензионного договора.

Иногда заказчики не указывают в извещении и конкурсной документации (ошибочно либо намеренно) полный список Постановлений Правительства и приказов Минфина РФ, содержащих запреты и ограничения на допуск товаров к торгам.

Но такой подход неизбежно приведет к неприятностям, потому что участник, заявку которого отклонили по не указанным в извещении обстоятельствам, пожалуется в ФАС. Контролирующий орган проведет проверку, признает закупку несостоявшейся, а заказчика оштрафует. Даже если не указан был всего лишь один запрет, последуют все эти санкции, только на размер штрафа повлияет количество допущенных ошибок.

Примеры нарушений при закупке компьютеров по 44-ФЗ

Примеры нарушений при закупке компьютеров по 44-ФЗ

Пример 1. При закупке персональных компьютеров по 44-ФЗ заказчик в тот же лот включил ОС Windows 10 32-разрядную. Один из участников усмотрел в таком объединении товаров нарушение и пожаловался в ФАС на некорректное составление аукционной документации.

В результате проверки комиссией антимонопольной службы было выявлено неисполнение ПП-878 – неправомерное объединение в один лот позиций, одна из которых указана в перечне данного Постановления.

Вторым нарушением, отмеченным в выводах комиссии, было отсутствие в аукционной документации запрета на поставку иностранных программ в соответствии с перечнем ПП-1236 – именно таковой является ОС Windows. Заказчику пришлось проводить закупку компьютеров по 44-ФЗ повторно и по отдельному контракту приобретать софт.

Еще одним моментом, требующим от заказчика осторожности при учете положений приказа Минфина 126н, является снижение цены на 15 %. Если это сделано необоснованно, то участник сначала заключит контракт, не выясняя отношений, а затем сразу подаст заявление в арбитражный суд по поводу дискриминационных действий заказчика.

Пример 2. Организация проводила закупку компьютеров по 44-ФЗ с установленной операционной системой Windows 8. По итогам конкурентной процедуры был определен победитель, с которым заказчик и подписал контракт, при этом покупатель снизил его стоимость на 15 %. Поставщик посчитал уменьшение суммы неправомерным и подал заявление в арбитражный суд. Суд удовлетворил требования исполнителя и согласился с тем, что в данном случае нельзя было применять дисконт, потому что положения приказа № 126н не распространяются на такой софт.

Еще один момент, требующий изучения, – насколько оправданно предусматривать в условиях закупки возможность поставки эквивалента иностранному ПО.

Заказчик вправе указать в конкурсной документации такой пункт, и даже сами программы от российских разработчиков могут существовать. Но не исключено, что это будет противоречить его собственным интересам, потому что сотрудники просто не знакомы с альтернативными программами, а их обучение – процесс небыстрый и далеко не бесплатный.

В 44-ФЗ нет никаких указаний о возможности переквалификации персонала в такой ситуации и источниках финансирования. То есть заказчик должен сам разбираться с проблемами. Но необходимость переподготовки специалистов может стать аргументом для покупателя, чтобы отстоять перед ФАС свое право приобретать импортное ПО как единственно возможное.

К примеру, можно сослаться на такие факты: закупка компьютеров по 44-ФЗ с предустановленной ОС Windows занимает одну неделю. А для того, чтобы специалисты прошли обучение по минимальной 72-часовой программе, им нужно 3 недели (из расчета 4 часа в день). На этом основании заказчик может не указывать в конкурсной в документации слово «эквивалент». Но обязательно потребуется предоставить четкое обоснование по установленной форме, аргументирующее, почему характеристики ПО, допущенного законом к торгам, не соответствуют требованиям заказчика.

Как закупить компьютеры в условиях санкций, которые внесли определенные сложности в многолетнюю практику заказчиков – приобретать импортную вычислительную технику? У заказчиков возникают трудности при закупке компьютеров, потому что в условиях санкций от недружественных стран компьютерная техника на отечественный рынок стала поступать в меньших объемах, чем прежде. 

Какой способ определения поставщика выбрать заказчику? Важно знать, что выбор способа закупки с нарушением требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе может повлечь за собой административный штраф на должностных лиц в размере 30000 рублей или 50000 рублей, а в гособоронзаказе – 100000 рублей (КоАП. Ст. 7.29).

Код ОКПД2 для компьютеров и оргтехники — 26.20. Проверим указанный код на наличие запретов и ограничений (рекомендуем это делать через сайт НИИ Управления народным хозяйством  https://nii-rf.ru/okpd2)

Товары из этой группы обычно закупаются на электронном аукционе, поскольку код входит в аукционный перечень (распоряжение Правительства от 21.03.2016471-р). Но Закон 44-ФЗ позволяет провести закупку у единственного поставщика или запросом котировок (Ст. 24, ч. 6).

Внимание! Применять открытый конкурс в электронной форме для закупки компьютерной техники, подпадающей под аукционный перечень, нельзя. 

Как описать объект закупки? Необходимо применять КТРУ, чтобы сформировать описание объекта закупки. Например, позиция КТРУ 26.20.15.000-00000032 [Компьютер персональный настольный (моноблок)], обязательное применение с 27.07.2022. Указанная позиция является укрупненной  и включает  в себя шесть не укрупненных позиций.

При формировании объекта закупки (заказчики для этих целей продолжают применять термин «лот», однако с 01.01.2022 частью 14 ст. 24 Закона установлено, что лоты могут выделяться только в закрытых закупках) следует иметь ввиду, что объединять в одну закупку можно технологически и функционально связанные товары. Единого правила или критериев, по которым можно определить, связаны ли они между собой, законодательно не установлено. Однако объединение в закупку товаров без такой связи может повлечь нарушение ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Следует учитывать, применяются ли к товарам ограничения, запреты или условия допуска иностранной продукции. Так, нельзя объединять в одну закупку:

  • товары, к которым применяются условия допуска, с товарами, которые можно закупать без применения таких условий (п. 3 Приказа Минфина от 04.06.2018 № 126н (далее – Приказ № 126н), п. 5 письма Минфина России от 18.01.2019 № 24-01-07/2281);

  • радиоэлектронную продукцию, включенную в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 (далее – ПП № 878), и не включенную в него (п. 7 ПП № 878);

  • продукцию, включенную в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 (далее – ПП № 616), и не включенную в него (п. 12 ПП № 616).

При закупке компьютеров необходимо соблюдать национальный режим и предоставить преимущества производителям отечественного товара. Это связано с тем, что код компьютеров и оргтехники по ОКПД2 26.20 входит в перечень Приказа № 126н. Преференции устанавливаются для поставщиков товаров из стран Евразийского экономического союза — ЕАЭС, а также из ЛНР или ДНР. В ЕАЭС входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия.

Эксперты считают, что в составе одного «лота» можно закупить, например, компьютерные мыши (код ОКПД2 26.20.16.170), клавиатуры (код ОКПД2 26.20.16.110) и мониторы (код ОКПД2 26.20.17.110). Данную продукцию можно объединить в один «лот», поскольку она функционально связана между собой и входит в перечни к ПП № 878 и Приказу № 126н. Вместе с тем нельзя в составе одного «лота» закупить указанную продукцию и системные блоки (код ОКПД2 26.20.15.000) — запрет допуска по ПП № 616.

При закупках необходимо использовать Каталог продукции государственной информационной системы промышленности (далее — ГИСП), чтобы установить эквивалентные характеристики поставляемых компьютеров, а также конкретные показатели продукции. Каталог ГИСП по коду ОКПД2 26.20.15.000 «Машины вычислительные электронные цифровые прочие» на 01.07.2022 содержит продукцию четырех производителей из Москвы, Московской, Иркутской и Калужской областей.

При помощи каталога ГИСП можно сравнить характеристики компьютеров, выявить аналогичные товары и сформировать технические характеристики, которые не ограничат количество участников закупки. 

Компьютерная техника включена в Перечень к ПП № 616. Это означает, что по общему правилу при ее закупке необходимо установить запрет на допуск иностранных товаров. Он не применяется в случаях, указанных в п. 3 данного Постановления (например, на территории РФ не производят необходимый товар). В отношении товаров из данного Перечня это должно быть подтверждено разрешением на закупку иностранного промышленного товара. Оно выдается с использованием ГИСП в Порядке, установленном Минпромторгом России.

По общему правилу при закупке ПО следует запретить допуск иностранного ПО (п. 2 ПП № 1236). Чтобы определить, нужно ли это делать, рекомендуем свериться с Единым реестром российского ПО (https://reestr.digital.gov.ru/) и Единым реестром евразийского ПО (http://eac-reestr.digital.gov.ru/). Если необходимое ПО есть хотя бы в одном из реестров, заказчик обязан установить запрет, за исключением ряда случаев (например, в реестрах нет аналогов ПО, соответствующих тому же классу товара, который нужен) (п. п. 2, 3, 4 ПП № 1236).

Эксперты не рекомендуют закупать компьютеры с предустановленным ПО, если установлен запрет по Постановлению616. Это связано с тем, что ПО (коды ОКПД2 58.29.32.000 и 62.01.2) входит в перечни товаров, для которых предусмотрены условия допуска в соответствии с Приказом № 126н. Например, если заказчик запретил допуск иностранных компьютеров, а в отношении ПО надо установить условия допуска

Нельзя объединять в одну закупку товары, к которым применяются условия допуска, с товарами, которые можно закупать без них. В перечнях товаров, для которых предусмотрены условия допуска по Приказу № 126н, есть программное обеспечение, но нет компьютеров (п. 3 Приказа № 126н, п. 5 письма Минфина России от 18.01.2019 № 24-01-07/2281). Однако на практике встречаются случаю нарушения заказчиками этого запрете с обоснованием невозможности начать использовать данную технику без конкретного ПО. 

Что учесть в контракте и при электронной приемке компьютеров? Проект контракта разрабатывается с учетом общих требований статьи 34 Закона. Использовать типовой контракт на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, необходимо в части, не противоречащей Закону, если условия закупки соответствуют всем показателям из информационной карты типового контракта (приказ Минпромторга от 07.04.2020 № 1152). 

Автор: Г.Б. Добрецов

Практически любой заказчик закупает компьютерную технику, средства связи, офисную технику и т.п. товары. Что же делать, если техника и оборудование могут использоваться только при установке на него специализированного программного обеспечения? 

Разберем этот вопрос на примере закупки компьютерной техники.

При подготовке любой закупки заказчик должен учесть множество факторов и ограничений

На закупку программного обеспечения распространяются несколько НПА. Подобрать код, проверить объект закупки на 17 постановлений, узнать рекомендации по их применению, все это доступно в программе Эконом-Эксперт.Online

Вот главные из них:

  1. правильное определение кода ОКПД2 для закупаемого товара,
  2. запрет на объединение в один лот товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом закупки (ч.3 ст. 17 Закона о защите конкуренции 135-ФЗ),
  3. применение размещенного в ЕИС Каталога товаров, работ, услуг,
  4. соблюдение требований национального режима (ст.14 Закона 44-ФЗ).

Компьютерная техника относится к подклассу ОКПД2 – 26.2 Компьютеры и периферийное оборудование

например:

– ноутбуки, планшетные компьютеры – категория 26.20.11.110,

– моноблоки, системные блоки, АРМ (автоматизированное рабочее место) –  26.20.15.000,

– мониторы – 26.20.17.120

– принтеры – 26.20.16.130,

– сканеры, интерактивная доска – 26.20.16.160, 

– сенсорные панели, сенсорные экраны – 26.20.16.170,

– мыши, джойстики – 26.20.16.190

– клавиатура – 26.20.16.110.

Программное обеспечение классифицировано в разных кодах ОКПД2

например:

– 58.29 «Услуги по изданию прочего программного обеспечения»

– 62.01 «Продукты программные и услуги по разработке и тестированию программного обеспечения»

Детальный классификатор программ для электронных вычислительных машин и баз данных утвержден приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.12.2015 N 621.

Если закупается компьютер и программное обеспечение, без которого начало использования компьютерной техники невозможно (например, операционная система, встроенное программное обеспечение), то такие товары являются технологически и функционально связанными между собой (см. п.3 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом ВС РФ 28.06.2017 г.). И должны рассматриваться как единый комплекс (как «сложная вещь»), с соблюдением требований статьи 134 ГК РФ. 

Если же закупается, например, прикладное программное обеспечение, средства обеспечения информационной безопасности и т.п., то в этом случае закупку следует провести отдельными лотами.

Однако вышеуказанный принцип не является исчерпывающим для принятия решения о возможности (невозможности) объединения товаров в один лот, дополнительно следует учесть ограничения, установленные актами о национальном режиме.

Так, компьютерная техника относится к радиоэлектронной продукции и включена в Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.

При этом нельзя объединять в одном контракте радиоэлектронную продукцию, включенную в перечень и не включенную в него. Учитывая, что программное обеспечение в таком перечне отсутствует, объединять компьютер и программное обеспечение в одну конкурентную закупку нельзя. Между тем, данное условие не применяется, если заказчик обоснует невозможность соблюдения ограничения на допуск, т.е. не будет применять Постановление 878.

Но следует помнить, что весь подкласс 26.2 ОКПД2 (за исключением 26.20.2, 26.20.9) попадает под регулирование другого акта о национальном режиме – приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н “Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

С 1 октября 2020 г. Приказ 126н утверждает два перечня товаров: один – для «стандартных закупок», второй – для закупок при реализации национальных проектов (программ). Компьютерная техника включена как в первый перечень, так и во второй. Однако, программное обеспечение включено только в первый перечень (категория ОКПД2 58.29.32.000 «Обеспечение программное прикладное для загрузки», подгруппа ОКПД2 62.01.2 «Оригиналы программного обеспечения»).

Пунктами 3 и 3.1 Приказа 126н установлено, что не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в перечнях и не указанные в них, а при реализации национальных проектов (программ) – нельзя объединять товары из второго перечня с товарами, не включенными в такой перечень.

Следовательно, приказ 126н допускает возможность объединения в одну закупку компьютерного оборудования и специализированного программного обеспечения только в «стандартных» закупках. Но только при условии, что заказчик обоснует их функциональную и технологическую взаимосвязь, а также не будет применять Постановление 878. Если же закупается компьютерная техника и программное обеспечение за счет бюджетных средств на реализацию национальных проектов – такое объединение категорически невозможно.

В целях расширения использования российских программ для ЭВМ и баз данных, а также в целях оказания правообладателям программ для ЭВМ или баз данных мер государственной поддержки создан единый реестр российского программного обеспечения. Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 установлен запрет на допуск к участию в закупках иностранных программ для ЭВМ и баз данных, реализуемых независимо от вида договора, т.е.:

– когда закупается непосредственно ПО (на материальном носителе или в электронном виде) или права на него,

– когда закупается компьютерная техника с установкой ПО,

– когда закупаются работы, услуги по разработке, модификации, модернизации ПО, по сопровождению, технической поддержке, обновлению ПО.

Фактически Постановление 1236 допускает возможность закупки техники вместе с ПО, но опять же только в случае, если заказчик обоснует их функциональную взаимосвязь и обоснует невозможность применения Постановления 878.

Есть еще одно условие, соблюдение которого заказчик обязан проверить при закупке компьютерной техники и ПО, и с 27 ноября 2020 года эти правила значительно скорректировали. Речь идет о необходимости использования Каталога товаров, работ, услуг, размещенного в ЕИС (далее – КТРУ). 

Правила применения КТРУ утверждены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 “Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Постановление 145). 

Если для соответствующего товара разработана позиция КТРУ, то с даты ее обязательного применения заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога (п.4 Правил использования КТРУ, утвержденных Постановлением 145), в том числе:

а) наименование товара;

б) единицы измерения количества товара (при наличии);

в) описание товара (при наличии такого описания в позиции).

Дополнительную информацию, характеристики, требования можно указать только вместе с письменным обоснованием  необходимости использования такой информации.

С 27 ноября 2020 г. заказчик не может указывать никакие дополнительные характеристики товара, который есть в наличии в КТРУ, если такой товар включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением  Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, и заказчиком в условиях  закупки установлено ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (п.5 Правил использования КТРУ, утвержденных Постановлением 145, в редакции постановления Правительства России от 24.11.2020 № 1909).

Если же закупка попадает под исключения применения постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (например, закупаемая заказчиком радиоэлектронная продукция отсутствует в Реестре российской радиоэлектронной продукции), то заказчик может помимо характеристик из КТРУ использовать и иные характеристики, но с обязательным письменным обоснованием их необходимости.

В действующих позициях КТРУ для радиоэлектронной продукции (например, системный блок, моноблок, ноутбук и т.п.) установлен большой перечень характеристик, однако ни для одного вида товара не установлены требования к предустановленному ПО.

Следовательно, для компьютерной техники, включенной в КТРУ и на которую заказчиком установлено ограничение на допуск по постановлению Правительства РФ № 878, с даты обязательного применения соответствующей позиции каталога, при описании параметров товара заказчик ограничен исключительно характеристиками из КТРУ и не может устанавливать требования к наличию и видам предустановленного ПО, в т.ч. к операционной системе или встроенному ПО. Если же заказчик в закупке обосновал невозможность применения постановления Правительства РФ № 878, то тогда при наличии требований к предустановленному ПО необходимо включить в документацию о закупке необходимость обоснования наличия такого ПО.

Есть ли выход? Как купить технику с предустановленным ПО, если товар попадет под действие постановления Правительства РФ № 878? Есть два случая, когда такая закупка допустима.

1) Позиция КТРУ на дату размещения извещения о закупке не является обязательной для применения. В этом случае заказчик может самостоятельно подготовить описание объекта закупки с нужными ему характеристиками (например, требования к системным блокам (позиция КТРУ 26.20.15.000-00000001) обязательны только с 07.01.2021 г.). 

2) Заказчик закупает не отдельные виды компьютерной техники, а автоматизированное рабочее место специалиста (АРМ). Согласно п.2.22 Межгосударственного стандарта ГОСТ 34.003-90 “Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения” (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 N 3399), автоматизированное рабочее место (АРМ) – это отдельный программно-технический комплекс автоматизированной системы, предназначенный для автоматизации деятельности определенного вида (например, АРМ оператора-технолога, АРМ инженера, АРМ проектировщика, АРМ бухгалтера и др.). Требования к структуре и комплектации АРМ заказчик устанавливает самостоятельно в зависимости от реализуемого функционала.

Такой вид товара, как АРМ, в КТРУ отсутствует, поэтому заказчик не применяет Постановление 145 и вправе самостоятельно описывать характеристики оборудования с соблюдением требований ст. 33 Закона 44-ФЗ. Такой довод находит подтверждение и в последней административной практике (см., например, решение УФАС по Кемеровской области от 19.10.2020 N 042/06/67-1651/2020, решение Ярославского УФАС от 20.10.2020 по делу № 076/06/64-960/2020, решение Пермского УФАС по жалобе ООО «АйТиСервис+» от 01.12.2020 г.).


Смотрите бесплатный вебинар «Закупка компьютерной техники»


Просмотры: 1 583

ВОПРОС

Возможно закупать по 44-ФЗ автоматизированное рабочее место и ПО? И как вместе применять, 1236, 968 и 126н в этом случае?

ОТВЕТ

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон N 44-ФЗ): формирование лотов осуществляется заказчиком по своему усмотрению. При этом в силу ч. 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ запрещается ограничение конкуренции между участниками конкурентных процедур путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой.

Наиболее безопасный для заказчика вариант — закупать компьютерное оборудование (арм) и программное обеспечение (в т.ч. операционные системы) порознь. В тех случаях, когда это технически невозможно (например, если планируемые к закупке компьютеры в принципе не продаются без операционных систем), заказчику нужно быть готовым доказать правомерность формирования «объединенного» лота.

ОБОСНОВАНИЕ

Верховный Суд РФ изложил свою позицию по рассматриваемому вопросу в п. 3 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017):

В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ допускается объединение товаров (работ, услуг) в один лот, если это не приводит к ограничению числа участников закупки. Учитывая, что заказчиком объединены в один лот технологически и функционально связанные товары — компьютеры и программное обеспечение, без которого начало использования компьютерной техники невозможно, — такое объединение соответствует требованиям ст. 8 и п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.

Таким образом, можно предположить, что допустимо, например, закупать компьютер с операционной системой и недопустимо — с пакетом офисных программ.

Кроме того, при закупке компьютерного оборудования необходимо обратить внимание на запреты, ограничения и условия допуска, установленные в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ.

Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н (далее — Приказ N 126н) утверждены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Что важно, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в приложении к Приказу N 126н и не указанные в нем.

Постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 (далее — ПП РФ N 968) утверждены ограничения и условия допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Этот нормативный акт точно так же запрещает делать предметом одного контракта (одного лота) виды радиоэлектронной продукции, включенные в утвержденный перечень и не включенные в него.

Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 (далее — ПП РФ N 1236) установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закупка иностранного программного обеспечения допускается только при наличии обоснования невозможности соблюдения запрета, предусмотренного ПП РФ N 1236.

В Определении от 20.02.2018 N 306-КГ17-22931 Верховный Суд РФ указал, что если программное обеспечение, входящее в состав приобретаемого заказчиком комплекта товаров, подпадает под действие ПП РФ N 1236, то заказчик должен указать программное обеспечение отдельным кодом ОКПД2 и распространить на него действие ПП РФ N 1236.

Компьютеры могут быть отнесены к коду ОКПД2 26.20.15.000 «Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода». Указанный код ОКПД2 попадает и под действие Приказа N 126н, и под действие ПП РФ N 968, чего нельзя сказать о программном обеспечении (в т.ч. операционных системах).

Соответственно, если рассматривать программное обеспечение как товар, то закупать компьютер вместе с программным обеспечением нельзя (из-за невозможности соблюсти ограничения и условия допуска). Ниже представлено несколько примеров из правоприменительной практики, подтверждающих данный вывод.

Пример 1.

Заказчик закупал персональные компьютеры в комплекте (системный блок, монитор, клавиатура, манипулятор типа «Мышь» и операционная система «Windows 10 Pro x 64»).

Объект закупки в целом отнесен заказчиком к коду ОКПД2 26.20.15.000, который подпадает под действие ПП РФ N 968. Однако операционные системы для персональных электронных вычислительных машин относятся к коду ОКПД2 58.29.11.000, не подпадающему под действие ПП РФ N 968.

Таким образом, заказчиком в нарушение п. 5 ПП РФ N 968 объединены в один лот товары, включенные в утвержденный указанным Постановлением Перечень видов радиоэлектронной продукции и не включенные в него.

Кроме того, операционная система, входящая в состав комплекта приобретаемых заказчиком товаров, подпадает под запрет на допуск иностранного программного обеспечения, установленный ПП РФ N 1236, тогда как заказчик указанный запрет не установил (Решение Удмуртского УФАС России от 24.05.2018 N ОП07-06/2018-1393. См. также решения Пермского УФАС России от 16.11.2017 по закупке N 0156200001217000076, Ростовского УФАС России от 03.08.2018 по закупке N 0358100011818000077 (в данном случае подчеркивалась неправомерность одновременной закупки вместе с компьютерным оборудованием программного обеспечения, не являющегося операционной системой, «без которой начало использования компьютерной техники невозможно»). Впрочем, иногда контрольные органы не усматривают нарушений в закупке компьютеров совместно с программным обеспечением — главное, чтобы в отношении последнего соблюдалось ПП РФ N 1236, т.е. был установлен запрет или обоснована невозможность его установить (см., например, решение ФАС России от 27.08.2018 по делу N 18/44/105/1100).

По Приказу N 126н практика еще не успела сформироваться. Однако механизм действия этого нормативного правового акта схож с тем, который существовал в период действия нормативного акта — предшественника, т.е. Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 (далее — Приказ N 155). Поэтому увидеть, чем рискует заказчик при закупке компьютерной техники с предустановленным программным обеспечением, позволяет практика, сформировавшаяся по Приказу N 155.

Пример 2.

Проводилась закупка компьютера с предустановленным программным обеспечением (Windows 7 Professional 64 bit Russian, Microsoft Office 2016). При направлении контракта победителю аукциона заказчик снизил предложенную победителем цену на 15%.

Суд признал указанные действия заказчика незаконными, поскольку, в отличие от собственно компьютерной техники, программное обеспечение не подпадало под действие Приказа N 155(точно так же, как сейчас оно не подпадает под действие Приказа N 126н).

(Постановление Первого ААС от 19.03.2018 по делу N А79-7787/2017).

Таким образом, по нашему мнению, наиболее безопасный для заказчика вариант — закупать компьютерное оборудование и программное обеспечение (в т.ч. операционные системы) порознь. В тех случаях, когда это технически невозможно (например, если планируемые к закупке компьютеры в принципе не продаются без операционных систем), заказчику нужно быть готовым доказать правомерность формирования «объединенного» лота.

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Приобретение компьютерной техники 44 фз

Подборка наиболее важных документов по запросу Приобретение компьютерной техники 44 фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Офисное оборудование:
  • 26.20.40.110
  • 320.26.20.11
  • 330.31.01.12
  • Акт на списание компьютера
  • Амортизационная группа маршрутизатор
  • Ещё…

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Приобретение компьютерной техники 44 фз

Нормативные акты: Приобретение компьютерной техники 44 фз

Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616
(ред. от 03.10.2022)
«Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства»Компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата, электронные записные книжки и аналогичная компьютерная техника

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров

Закупка компьютеров в одном лоте с программным обеспечением

Закон 44-ФЗ разрешает объединять связанные товары в один лот, в том случае, если это не ограничивает количество участников закупки.

Да, с точки зрения закона 44-ФЗ закупка компьютера с операционной системой (ОС), например, Windows допустима, а уже с приложением Microsoft Office – нет, поскольку этот пакет программ прямой функциональной связи с компьютером не имеют, ведь они не обязательны для его работы, а без ОC он загружаться не будет.

Впрочем, программа Microsoft Word, той или иной версии (из вышеуказанного пакета), например, установлена едва ли на всех компьютерах РФ. Без нее компьютер работать, конечно, может, но ни одного нормального документа на нем уже не набить. Так что, если заказчик покупает компьютеры именно для делопроизводства, то Microsoft Word можно считать необходимой программой. Так что, тут как посмотреть.

Однако, статьей 14 закона 44-ФЗ предусмотрены запреты на поставку  из зарубежных стран.

Во-первых, с 1 августа сего года действует постановление правительства №878 (далее ПП-878), которое действует взамен ПП-968. Оно позволяет делать предметом одного контракта только те виды радиоэлектронных изделий, которые включены в утвержденный перечень.

Также на днях на сайте Минпромторга был опубликован реестр радиоэлектронного оборудования российских производителей, о которому заказчик может проверить происхождение того или иного электронного изделия. Сейчас там около 800 наименований.

Поскольку перечни ПП-968 и ПП-878 не совпадают, заказчику надо быть внимательным, чтобы не осуществить закупку, руководствуясь старым перечнем.

Само собой разумеется, что никакие другие товары не могут быть предметом одного лота с компьютерной техникой.

Заказчики, пытающиеся закупать компьютеры одновременно со строительными инструментами, например, обречены на снос ФАСом своих закупок и административный штраф. Поскольку программное обеспечение не относится к радиоэлектронной продукции, то и оно закупаться одновременно с компьютерами не может.

Кроме того, действует еще ПП-1236, устанавливающее запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств. Закупка иностранного софта, согласно этого постановления, возможна лишь при наличии обоснования невозможности соблюдения запрета.

Приказ Минфина № 126н утвердил условия допуска иностранных товаров вне зависимости от того в одном иностранном государстве или в нескольких они произведены, при закупке товаров по 44-ФЗ, на случай, если товар иностранный, но заявки не подлежат отклонению в силу того, что-то или иное ПП не применяется.

Данный приказ запрещает делать предметом одного контракта, а, следовательно, и включать в один лот товары, входящие и не входящие в перечень, прилагаемый к данному Приказу.

Компьютеры относятся к коду ОКПД2 26.20.15.000. Данный код попадает под действие как ПП-878, так и Приказа №126н, а код программного продукта ОКПД2 58.29.11.000 – нет. Таким образом, коль программное обеспечение тоже является товаром, то закупить его одновременно с компьютерами, не нарушив ПП 878 и приказ Минфина, нельзя.

Что касается предустановленного программного обеспечения, то здесь картина ничем не отличается от закупки отдельных лицензий, поскольку, согласно ПП 1236, запрет действует вне зависимости от формы лицензионного договора.

Некоторые заказчики по ошибке или в силу каких-то своих соображений указывает в извещении и документации не все запрещающие постановления Правительства и приказы Минфина.

Путь это довольно скользкий, поскольку в случае жалобы ФАС выявит все нарушения сразу и уже не важно будет сколько запретов заказчик не указал – один или два. Процедуру заказчику все равно придется повторять. Разве что штраф, налагаемый на аукционную комиссию заказчика в первом случае будет меньше.

Пример аукционной документации с нарушением:

Заказчик в составе одного лота закупал операционную систему Windows 10 32-разрядную и персональные компьютеры. Одним из участников была подана жалоба в ФАС на аукционную документацию.

Комиссия ФАС признала действия заказчика неправомерными, поскольку он нарушил ПП-878, объединив в одном лоте товары, включенные в запретительный перечень и не включенные в него.

Кроме того, комиссия ФАС отметила, что заказчик не ограничил в аукционной документации поставку зарубежного программного обеспечения, которым является ОС Windows несмотря на то, что она входит в запретительный перечень ПП-1236. Заказчик был вынужден приобретать «софт» и «железо» раздельно.

Заказчику следует быть осторожным и при применении Приказа Минфина 126н, ведь если он неправомерно снизит цену контракта на 15%, участник может затаиться и заключить контракт, а потом обжаловать столь дискриминационную меру сразу в арбитражном суде.

Пример закупки компьютера с ОС:

Заказчик снизил цену контракта, который был заключен с победителем аукциона на поставку компьютеров с предустановленной операционной системой Windows 8 на 15%. Участник контракт подписал, а затем обратился в арбитражный суд. Суд признал неправомерность такого дисконта, поскольку программное обеспечение не попадало под действие приказа №126н.

Что же касается вопроса об указании в тендерной документации права участника предложить эквивалент программного обеспечения, вопрос тут неоднозначный.

Российский эквивалент зарубежного ПО может наличествовать, но если в штате заказчика находятся специалисты, прошедшие курсовую подготовку, и имеющие опыт в работе только с зарубежным программным обеспечением, то их переучивание потребует времени и денег.

И если расходы заказчика на переквалификацию закон 44-ФЗ никак не комментирует, то есть это – проблемы самого заказчика, то факт необходимости переквалификации программистов заказчика в принципе может быть принят ФАСом во внимание.

Так если, например, срок поставки зарубежной операционной системы 7 дней, а краткосрочная (72-часовая) курсовая подготовка отнимет у программистов почти 3 недели (при типичной длительности курсов 4 часа в день), то он теоретически может обосновать необходимость поставки именно зарубежного программного обеспечения без указания слова «эквивалент» в документации.

И обосновать не в вольной форме, а в установленном порядке, c указанием причин несоответствия реестрового программного обеспечения своим требованиям (подтвердить несоответствие характеристик).

При жалобе на документацию, пожалуй, все будет зависеть от решения конкретной комиссии ФАС.

Итак, наиболее приемлемый для заказчика вариант, по мнению автора, –раздельная закупка компьютерной техники и ПО (даже операционных систем), хотя это и менее удобно. Заказчику трудно будет доказать правомерность формирования «объединенного» лота.

Например, представить соответствующий документ от официального дилера или дистрибьютора. И здесь теоретически может быть принят во внимание аргумент экономии времени на установку программного обеспечения на компьютеры, особенно если закупается их крупная партия, а у заказчика в штате мало программистов.

Напоследок, нельзя не отметить позицию арбитражных судов по этому поводу. Так, в одном из разъяснений Верховного арбитражного суда было подчеркнуто, что любое программное обеспечение связано с компьютером, так что закупать его без «железа» нет смысла.

Доказать этот факт заказчик может тем, что на тендер подали заявки много участников. Поэтому если заказчик всё же решит сэкономить время и закупить компьютеры вместе с софтом, то он должен быть готов к тому что ему придется потом побегать по инстанциям, или надеяться на то что, он не затронет интересы участников, и никто из них на документацию не пожалуется.

Редкая современная компания не нуждается в программном обеспечении, которое необходимо периодически закупать. Если она принадлежит к государственным или муниципальным, то не может применять никакое ПО, кроме лицензионного. С 1 января 2014 года все поставщики интеллектуальной собственности обязаны соблюдать Федеральный закон от 05.04 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Этот документ называют «законом о госзакупках». В последней редакции введены в силу ограничения на определенные группы программных средств. Как реализуются положения ФЗ №44 относительно приобретения интеллектуальной собственности, нашей и иностранной, читайте в этой статье.

Какие особенности закупки программного обеспечения по Закону N 44-ФЗ?

Интеллектуальная собственность – товар, услуга или работа?

Закон о госзакупках – ФЗ №44 – рассматривает всевозможные правоотношения поставщика и заказчика:

  • на открытых торгах;
  • в аукционах на электронных площадках;
  • в запрашивании котировок;
  • в сделках путем закрытого выбора.

На закупку какого иностранного ПО установлен запрет?

В Законе рассматриваются все нюансы осуществления закупок, направленных на реализацию определенного товара, работы или услуги. Относится ли к этой триаде интеллектуальная собственность, а именно программное обеспечение?

СПРАВКА! В тексте ФЗ №44 нет прямых утверждений относительно ПО, поэтому трактовки применения этого закона к программным продуктам могут отличаться.

Распоряжение объектами интеллектуального права нельзя в полной мере отнести к реализации товара, оказанию услуги или выполнению работы. Это самостоятельное правовое отношение, точнее, гражданско-правовое, регулируемое Гражданским кодексом РФ. Поэтому нужно особенно внимательно отнестись к применению ФЗ №44 в отношении ПО:

  • при оформлении госконтрактов;
  • при оформлении тендерных заявок.

Как организовать закупку ПО?

Заявка на тендер по закупке ПО

Подавая заявку, участник должен выразить согласие с техническим заданием. Форма заявки отличается в зависимости от того, закупается товар или оказываемая услуга. В первом случае обязательно указывать государство, где произведен товар. Как в такой заявке обстоит дело с интеллектуальной собственностью?

Контролирующие органы расценивают лицензионный договор относительно ПО не как договор поставки, а как договор именно на оказание услуг. Однако рекомендуется для перестраховки все же заявить страну происхождения товара, в большинстве случаев это будет Россия или одна из стран ЕЭС.

Госконтракт на закупку ПО

Приобретая лицензионное ПО, заказчик покупает не просто коробку с программой или электронный вариант, а еще и право на временное владение и использование. Поэтому необходимо заключать не просто контракт, а именно лицензионное соглашение, включающее в себя, помимо основных договоренностей, важные моменты касательно интеллектуальной собственности:

  • границы прав, которые передаются;
  • территориальные ограничения их действия;
  • период актуальности;
  • права и обязанности заказчика и исполнителя.

Это соглашение стоит оформить как приложение к государственному контракту или как «договор присоединения» (дополнительные условия прописаны на упаковке приобретаемого продукта или экземпляре программы).

Ни закупки вне Реестра

В 2016 году программное обеспечение как объект закупок подпало под действие Постановления Правительства РФ от 16 ноября 2016 г. №1236. В этом акте предписывается ограничить приобретаемое ПО тем, что содержится в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Это значит, что жестко лимитируется иностранный софт в пользу отечественного (это делается с целью реализации программы импортозамещения).

Какой софт ограничен как предмет закупок

Постановлением Правительства декларируется, на какие виды программного обеспечения налагается запрет. Согласно данному нормативному акту запрещается приобретать иностранное ПО при наличии отечественного аналога – ни прямо (по контракту), ни путем покупки лицензии. Под лимитирование попали такие иностранные продукты:

  • программы для электронно-вычислительных машин;
  • базы данных иных государств;
  • какие-либо исключительные права на интеллектуальную собственность;
  • право применять ПО.

Иностранные программы не разрешают приобретать ни в электронной форме, ни записанными на любой материальный носитель.

Также действует запрет на закупку некоторых видов иностранной продукции, относящейся к радиоэлектронике, а именно портативных ПК весом до 10 кг (ноутбуков, планшетов, лэптопов, карманные электронных устройств, в том числе совмещенных с мобильниками и т.п.).

Исключения в лимитировании ПО

Действие данного Постановления не включает в себя несколько оговоренных исключений. По-прежнему покупать иностранное ПО и права на него разрешено:

  • дипломатическим представительствам РФ;
  • консульствам;
  • торговым представительствам России при международных организациях на территории других государств;
  • в случае, если само ПО или данные о его закупке относятся к государственной тайне.

Что изменилось в закупках ПО в 2018 году

С 2016 года заказчики искали способ найти обходные пути в запрещающем постановлении, чтобы приобретать привычный софт. Это побудило Правительство пересмотреть регламент и внести в Постановление ряд изменений. Это произошло в конце 2017 года, так что новая редакция стала актуальной с января 2018 года.

Из ЕЭС – теперь можно

Россия разрешила своим заказчикам покупать не исключительно «родной» программный продукт, как это значилось в начальной редакции, а выбирать вдобавок из предложений, исходящих из Евразийского экономического союза (Армения, Беларусь, Киргизия и Казахстан). Их программные средства отныне входят в Реестр наравне с российским.

В связи с данным разрешением важное изменение коснулось структуры Реестра разрешенных к закупке программ. Его разбили на два:

  • включающий в себя отечественные программы и базы данных;
  • программный продукт и базы данных государств ЕЭС.

Какое ПО не включат в Реестр

Новая редакция Постановления сделала более жесткими требования к продуктам и базам данных, которые могут размещаться в Реестре. Помимо отечественного происхождения и других требований, действовавших и ранее, ПО в Реестре:

  • не должно принудительно управляться или обновляться из-за границы;
  • не вправе препятствовать использованию продукта и его распространению на территории РФ и ее субъектов.

Есть и другие существенные изменения:

  • внесены дополнительные условия включения в Реестр офисного ПО;
  • изменен порядок функционирования Экспертного совета по отечественному ПО;
  • пересмотрен вопрос об обязательности сертификата информационной безопасности.

Алгоритм закупки ПО

Как действовать заказчику, желающему заключить контракт на приобретение ПО? Принципы следующие.

  1. Изучить Реестр.
  2. Если требуемый софт в нем наличествует, оформлять заявку;
  3. Если нужного программного обеспечения нет, просмотреть приведенный перечень в поиске отечественного аналога.
  4. Аналог, принадлежащий к тому же классу, нашелся – оформляется заявка на него.
  5. Аналог есть, но он не вполне подходит заказчику по базовым характеристикам, либо аналогов нет – разрешена закупка искомого софта, даже иностранного.

Доводы в пользу требований заказчика

Тонкий момент: для приобретения иностранного ПО заказчику придется доказать, что его организации не подходит ни один из российских аналогов, числящихся в Реестре. Доказательства должны быть вескими, а не просто содержать пожелание руководства или другие подобные аргументы. Для этого в Единой информационной системе (ЕИС) он обязан разместить исчерпывающее обоснование, включающее в себя:

  • подробные и конкретные требования к закупаемой интеллектуальной собственности (свойства, характеристики);
  • причины закупки программного обеспечения, которого нет в Реестре;
  • класс (или несколько классов) ПО, которое требуется купить;
  • сравнение характеристик аналогов ПО, присутствующих в Реестре, с требуемыми заказчиком (должны обнаружиться существенные расхождения).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Опытные заказчики не рекомендуют использовать обоснование как вариант покупки любого ПО в обход ограничений, кроме исключительных ситуаций. Проверяющие зачастую недостаточно компетентны, чтобы адекватно оценить аргументы обоснования, поэтому могут просто признать их недостаточными. В большинстве случаев целесообразнее оставаться в рамках Реестра отечественного софта.

44-ФЗ
Электронный аукцион

Объект закупки

Поставка оборудования для создания центров образования естественно–научной и технологической направленностей «Точка роста» (ноутбук) в общеобразовательных организациях Чукотского автономного округа в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»

Организация, осуществляющая
размещение

Начальная цена

1 489 500,00 ₽

Окончание подачи заявок

06.02.2023

44-ФЗ
Электронный аукцион

Объект закупки

Поставка подарочной продукции ко Дню российского парламентаризма (ноутбуки)

Начальная цена

72 658,66 ₽

Окончание подачи заявок

06.02.2023

223-ФЗ
Прочие

Объект закупки

Покупка ноутбука и принтера

Начальная цена

119 800,00 ₽

Окончание подачи заявок

03.02.2023

223-ФЗ
Аукцион в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства

Объект закупки

Поставка ноутбуков в рамках реализации федерального проекта «Профессионалитет»

Начальная цена

1 072 890,00 ₽

Окончание подачи заявок

13.02.2023

44-ФЗ
Электронный аукцион

Определение поставщика завершено

Объект закупки

Приобретение ноутбуков для ГБОУ БРГИ №3 г.Кумертау

Начальная цена

300 000,00 ₽

Окончание подачи заявок

03.02.2023

44-ФЗ
Электронный аукцион

Объект закупки

Поставка ноутбуков в целях оснащения (обновление материально-технической базы) оборудованием, средствами обучения и воспитания, в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» по поддержке образования обучающихся с ОВЗ в 2023 году»

Начальная цена

153 176,00 ₽

Окончание подачи заявок

13.02.2023

44-ФЗ
Запрос котировок в электронной форме

Объект закупки

на оказание услуг по текущему ремонту и обслуживанию компьютерной техники, оргтехники

Организация, осуществляющая
размещение

Начальная цена

59 400,00 ₽

Окончание подачи заявок

03.02.2023

44-ФЗ
Запрос котировок в электронной форме

Объект закупки

Оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию средств компьютерной, вычислительной и копировально-множительной техники, заправке и восстановлению картриджей

Начальная цена

96 800,00 ₽

Окончание подачи заявок

03.02.2023

44-ФЗ
Электронный аукцион

Объект закупки

на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники

Начальная цена

200 000,00 ₽

Окончание подачи заявок

13.02.2023

44-ФЗ
Электронный аукцион

Определение поставщика завершено

Объект закупки

Право заключения контракта на поставку компьютерной техники для нужд бюджетного учреждения Республики Татарстан

Организация, осуществляющая
размещение

Начальная цена

1 572 600,00 ₽

Окончание подачи заявок

01.02.2023

Like this post? Please share to your friends:
  • Замена realtek hd audio для windows 10
  • Закрыть процесс через командную строку windows 10
  • Закрыть программу через командную строку в windows 10
  • Замена powershell на cmd windows 11
  • Закрыть порт 445 windows server 2008