30 марта 2022 года президент России подписал указ, согласно которому с 31 марта запрещается покупать иностранное программное обеспечение для обслуживания критической инфраструктуры всем организациям, кроме заказчиков с муниципальным участием. Если без такого ПО обойтись нельзя, тогда для его покупки нужно специальное разрешение.
Данный документ был разработан и подписан в целях обеспечения технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры.
В список объектов критической инфраструктуры (КИИ) РФ входят: система госорганов, предприятия оборонной промышленности, энергетики, топливной и атомной промышленности, транспорта и кредитно-финансовой сферы (банки, другие кредитные организации и фонды, биржи).
С 31 марта всем заказчикам, кроме госстуруктур, запрещено приобретать иностранное ПО для объектов критической информационной инфраструктуры РФ без согласования с властями.
Согласно новому указу, с 1 января 2025 года всем органам власти запрещается использовать иностранное ПО на всех объектах критической инфраструктуры.
01 Сентября 2021 00:00
01 Сен 2021 00:00
|
Власти резко ужесточили правила закупок. Госорганам запретили зарубежные серверы и ПК
Правительство установило запрет на закупках госорганов для зарубежных
серверов, ПК, ноутбуков и планшетов. Обойти его теперь можно только через получение прямого разрешения в Минпромторге. Для множества других категорий импортного «железа» правила
участия в гостендерах также ужесточились. Если хотя бы одно предложение
подрядчика содержит российскую технику, госзаказчик обязан закупить именно ее.
Запрет на иностранное
«железо»
Госорганы больше не смогут закупать для своих нужд зарубежное
«железо», относящееся к основным видам вычислительной техники (код 26.20). Соответствующее
постановление №1432 по предложению Минпромторга утвердило Правительство России
28 августа 2021 г. Документ появился на портале публикации правовых актов 31 августа.
Постановление вносит изменения в постановления Правительства
№ 616 от 30 апреля 2020 г. «Об установлении запрета на допуск промышленных
товаров, происходящих из иностранных государств, для закупок для
государственных и муниципальных нужд…» и № 818 от 10 июля 2019 г. «О мерах
стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории РФ при
осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд…».
Теперь запрет на госзакупках (по ФЗ-44) вводится в отношении
импортных ПК, ноутбуков, планшетов, карманных компьютеров («в том числе
совмещающие функции мобильного телефонного аппарата, электронные записные
книжки»), серверы. Кроме того под запрет попала техника из других кодов
классификации, напосредственно к вычислительной технике не относящаяся: интегральные
схемы, карты со встроенными интегральными схемами (смарт-карты) и светильники.
Власти запретили госорганам закупать зарубежные серверы и ПК, введя жесткие ограничения для прочего импорта
В отношении остальной электроники госзаказчики будут обязаны
применять правило «второй лишний». Как поясняет Минпромтог, оно подразумевает,
что заказчик обязан отклонить все заявки на участие в закупке, в которых
предлагается импортная продукция, если подана хотя бы одна заявка с
предложением поставить отечественную электронику.
В частности, под такие ограничения по линии вычислительной
техники попадают мониторы, кассовая техника подключаемая к ПК или сети передачи
данных, многофункциональные копирующе-сканирующие устройства. Из других
категорий запрет распространяется на коммуникационное оборудование,
охранно-пожарные сигнализации, звуковую, навигационная и измерительная
аппаратуру, томографы, рентген-аппараты, эндоскопические комплексы,
электрокардиографы и пр.
Как было раньше: «третий
лишний»
Как пояснила CNews Светлана Легостаева, гендиректор консорциума «Вычислительная
техника», учредителями которого выступают компании «Аквариус», «Деловой офис» (iRu), «Депо», «Крафтвэй», «КНС групп» (Yadro) и др., чье мнение Минпромторг учитывал при
разработке поправок, ранее постановлением № 878 устанавливалось правило «третий
лишний».
В соответствии с ним, продукция, на которую не распространялся
прямой запрет, могла беспрепятственно участвовать в госзакупках за исключением
лишь тех случаев, когда в заявках претендентов не появлялось не менее двух предложений
о поставке российского «железа», причем разных марок.
От отдельных инструментов до суперприложений: как развивался российский рынок коммуникационных сервисов
Цифровизация
Примечательно, что действие правила «третий лишний» в
соответствии с постановлением № 878 должно было прекратить свое действие с 1
сентября 2021 г., развязав руки госпоставщикам импотра. Новое постановление
подоспело очень вовремя — российский рынок его очевидно ждал.
Обоснование обхода
запрета — теперь только через Минпромторг
Еще один важнейший момент, на который указывает Легостаева,
ужесточение процедуры обоснования невозможности госзаказчиками соблюсти запрет
на закупку иностранной техники. Если раньше такое обоснование можно было просто
разместить в закупочной документации (указав, например, на отсутствие
отечественного оборудования требуемых характеристик), то теперь аргументировать
склонность к импорту придется непосредственно в Минпромторге, получив от министерство прямое разрешение.
Жесткая позиция
Минпромторга
«Этот акт — логическое продолжение жесткой политики
импортозамещения, которую ведет Минпромторг, — говорит заместитель министра
промышленности и торговли Василий Шпак.
— Акт шел тяжело, на пути встретил огромное сопротивление, но в итоге нам
удалось это сделать. В дальнейшем мы будем продолжать усложнять закупки
иностранной электроники на регулируемом рынке, когда есть российский
функциональный аналог».
- Лучший российский софт для видеосвязи: ищем замену Teams и Zoom
Содержание новости
- Какую ОС внедрят российские госорганы вместо Windows
- Старые песни о главном: сколько раз российские чиновники меняли Windows на Astra Linux
- Чем известна Astra Linux и в чем сложность перехода на нее с Windows
Российские государственные ведомства и госкомпании получили указание в срочном порядке отказаться от использования операционной системы Windows на фоне решения ее производителя — американской корпорации Microsoft — о сворачивании бизнеса в России.
На прошлой неделе российские пользователи потеряли возможность скачивать ОС Windows 10 и 11. А в четверг президент Microsoft Брэд Смит заявил, что компания продолжит сокращать бизнес в России, «пока в конце концов не останется почти ничего или вообще ничего».
4 марта Microsoft анонсировала приостановку продаж и предоставления услуг в России из-за военных действий, которые ведет РФ в Украине. Компания пообещала выполнять существующие обязательства перед клиентами в России, а спустя три месяца сообщила о сокращении бизнеса, которое затронет 400 российских сотрудников. Всем им была обещана поддержка.
Привычную ОС чиновники в срочном порядке меняют на Astra Linux, разработку которой на дистрибутиве Debian с 2008 года ведет компания «Русбитех».
Сотни контрактов на покупку и установку Linux общей стоимостью несколько миллиардов рублей размещены на сайте госзакупок заказчиками от «Газпрома», «Росатома» и региональных правительств до поликлиник, структур Федерального казначейства, Росавиации и др.
Один из исполнителей господряда рассказал СМИ, что госведомства срочно переходят на Linux Astra, он знает про переход на них силовых структур и МЧС.
«Через десять лет про Windows в России никто и не вспомнит», — заявил он.
На Linux до конца года намерен перейти «Газпром трансгаз Екатеринбург». Согласно сайту госзакупок, компания покупает 600 лицензий на Astra Linux Special Edition за 5,094 млн рублей.
Региональное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры МЧС РФ покупает 18 лицензий за 605 тысяч рублей. Городская больница № 2 потратит на лицензии Linux 152,8 тысячи рублей.
Перейти на использование ОС Linux намеревается специальный летный отряд «Россия» управления делами президента, который осуществляет авиационные перевозки главы государства Владимира Путина и других высших должностных лиц, отмечает CNews.
Организация выделила 117 тысяч рублей на оплату услуг по очному обучению системного администратора по программе «Основы работы в операционной системе Linux». Тендер был запущен 17 июня 2022 г. в формате электронного аукциона. Заявки от претендентов принимаются до 30 июня.
Старые песни о главном: сколько раз российские чиновники меняли Windows на Astra Linux
История с переводом госслужбы на свободное ПО тянется уже не первое десятилетие. Еще в 2010 году Владимир Путин утвердил программу перехода госорганов на Linux.
«План перехода федеральных органов власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения» — так назывался документ, разработанный Минкомсвязи и призванный в обязательном порядке внедрить открытое ПО по все государственные учреждения. План был подписан лично Владимиром Путиным, программа предусматривала реализацию в течение пяти лет.
Спустя 5 лет в системе госслужбы ничего не изменилось. А ведь была разработана поэтапная инструкция с конкретными шагами развертывания программных комплексов. Правительство утверждало, что намерено внедрить не просто репозиторий дистрибутива Linux, но «магазин приложений, подобный App Store». Аналитики активно обсуждали спорные моменты властной инициативы… В общем, жизнь кипела, бюджет пилился.
12 ноября 2020 года, на волне импортозамещения, опять пришла новость: «Госорганы России массово меняют Windows на Astra Linux». Согласно плану, 26 органов исполнительной власти России должны были перейти на отечественный софт вместо операционной системы Windows.
Внедрение новинки начали с Ивановской области. В качестве базового ПО была выбрана операционная система AstraLinux — UNIX-подобная ОС, основанная на дистрибутиве Debian, разработку которой с 2008 г. ведет компания «Русбитех».
«Выбор операционной системы линейки Astra Linux определили несколько факторов, среди которых доступность, безопасность и простота освоения», — рассказал исполняющий обязанности начальника Департамента развития информационного общества Ивановской области Михаил Хохлов.
Имеет значение то, что продукты Astra Linux входят в реестр отечественного ПО при Минцифры. ОС Astra Linux принята в стандарт ФОИВов и госкорпораций, кроме того, она имеет полный набор сертификатов Минобороны России, ФСТЭК (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю) и ФСБ.
В 2020 г. Ивановский государственный университет (ИвГУ) и международная ИТ-компания Involta разработали образовательный курс по мобильной разработке для программы персональных цифровых сертификатов.
Программа распространялась на 48 регионов страны. Она стартовала 15 октября 2020 г. в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» нацпроекта «Цифровая экономика». За счет федерального бюджета любой житель страны может пройти обучение и получить дополнительное образование в сфере ИT. Всего на страну было выделено 33 тыс. таких образовательных сертификатов.
Сейчас — середина 2022 года, гром грянул, самое время перекреститься. Но проблема перехода госслужбы на Linux по-прежнему стоит со всей остротой. Что-то подсказывает, что так останется и дальше. Большинство чиновников предпочтет пиратским образом (ой, простите — «серым импортом») качать Windows из-под VPN, а не разбираться в нюансах линуксоидных протоколов.
Чем известна Astra Linux и в чем сложность перехода на нее с Windows
Группа Astra Linux участвует в проектах импортозамещения и безопасности КИИ. В апреле 2020 г. CNews писал, что компания по итогам 2019 г. поставила почти 24 тыс. лицензий на свою фирменную ОС в российские медицинские учреждения.
ОС Astra Linux сегодня существует в двух версиях — Common Edition и Special Edition. Common Edition предназначена для потребителей, а также для среднего и малого бизнеса, образовательных учреждений. Она находится в свободном доступе и может быть скачана с официального сайта проекта. Special Edition разработана для государственных и военных предприятий и не распространяется в свободном доступе.
Сборки Astra Linux Special Edition выпускаются под архитектуры «Эльбрус» (релиз «Ленинград»), IBM System Z («Мурманск»), POWER («Керчь), MIPS («Севастополь»), ARM («Новороссийск») и x86-64 («Смоленск»). Каждый из релизов имеет различные сферы применения: к примеру, «Новороссийск» пригоден для мобильных устройств и встраиваемых компьютеров, а «Ленинград» — для вычислительных комплексов «Эльбрус».
Перевод на новую ОС ИТ-систем госорганов потребует настройки корректного взаимодействия обновленных ИT-систем с теми решениями, что уже есть у заказчиков, и со всеми ресурсами, с которыми работают пользователи.
Как сообщили представители группы компаний Astra Linux, многие унаследованные программные и аппаратные продукты, как и ряд информационных систем, изначально создавались для применения только в среде ОС Windows. Чтобы обеспечить полноценное функционирование инфраструктур под управлением Astra Linux, предстоит подобрать совместимые отечественные аналоги продуктов и обучить пользователей и администраторов работе с ними.
Персонал госорганов обучится применять новое ПО в учебном центре Astra Linux, который открыт на базе Ивановского государственного университета. Причем курсы будут не только для администраторов различных уровней, но и для пользователей.
- Вторник, 17 Май 2016 11:05
В связи с вступлением в силу
Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 г. № 1236
реально ли осуществить закупку
именно Microsoft Windows и MS Office? Если да, то как?
Ответ:
Конечно, можно.
Во-первых, Вы можете купить не напрямую у Microsoft,
то есть программное обеспечение не будет передаваться по
каналам связи, происходящим
из иностранных государств.
Во-вторых, решение Microsoft
может быть приобретено как
составная части российского программного продукта
(например, Turbo Planner).
В-третьих, Вы можете продлевать лицензию, а не покупать
новый продукт (см. решение
Вологодского УФАС России от 03.03.2016 г. по делу № 5-2/25-16).
В-четвертых, Вы можете
купить компьютер с установленным на ним программным
обеспечением. Плюс к этому
читайте внимательно пункт 2
указанного в Вашем вопросе
постановления, там еще пара
исключений.
Наверх
E-mail:
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
+ 7 9128 424 424
460049, г. Оренбург, пр. Автоматики, 12
Особенности применения норм Указа Президента РФ от 30.03.2022 № 166[1] и Постановления Правительства РФ № 1478 от 22.08.2022[2].
С 30.03.2022 действует Указ Президента Российской Федерации № 166, который установил запрет на приобретение иностранного программного обеспечения и сопутствующих услуг для заказчиков по Закону № 223-ФЗ, за исключением заказчиков с муниципальным участием, следовательно, для заказчиков с федеральным и региональным участием данный запрет является обязательным.
Во исполнение названного указа было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 1478 от 22.08.2022, действующее начиная с 26.08.2022. Постановлением № 1478 утверждены:
– требования к программному обеспечению, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемому органами государственной власти, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;
– правила согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупок услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на таких объектах;
– правила перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации.
Порядок применения Указа № 166 и Постановления № 1478 вызывает много вопросов. В данной статье мы ответим на некоторые из них.
В соответствии с нормами пп. «а» п. 1 Указа № 166 с 31.03.2022 без согласования возможности осуществления закупок с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, по общему правилу, заказчики, осуществляющие закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ, не могут осуществлять закупки:
– иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования на принадлежащих им значимых объектах[3] критической информационной инфраструктуры Российской Федерации[4];
– в том числе закупки услуг, необходимых для использования указанного программного обеспечения на объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации.
Каких заказчиков не коснулся запрет, установленный Указом № 166?
Организации с муниципальным участием, которые являются заказчиками по Закону № 223-ФЗ, не попали под запрет на приобретение иностранного программного обеспечения и сопутствующих услуг (пп. «а» п. 1 Указа № 166).
С какими органами заказчикам нужно согласовывать закупку иностранного программного обеспечения?
В зависимости от сферы деятельности в целях согласования возможности приобретения иностранного программного обеспечения заказчики обращаются в соответствующие уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (пп. «а» п. 2 Постановления № 1478):
Сфера (область) деятельности |
Уполномоченный орган |
Здравоохранение |
Министерство здравоохранения Российской Федерации |
Наука |
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации |
Транспорт |
Министерство транспорта Российской Федерации |
Связь |
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации |
Банки |
Министерство финансов Российской Федерации |
Финансовый рынок |
|
Энергетика |
Министерство энергетики Российской Федерации |
Топливно-энергетический комплекс |
|
Горнодобывающая, металлургическая, ракетно-космическая, оборонная, химическая промышленность |
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации |
Атомная энергия |
Какой орган обеспечивает контроль за реализацией норм Постановления № 1478?
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением норм Постановления № 1478, является:
– Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее – Минцифры России) (пп. «в» п. 2 Постановления № 1478).
Какие требования закреплены нормами Постановления № 1478 к программному обеспечению, используемому заказчиками, работающими по Закону № 223-ФЗ?
Программное обеспечение, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемое заказчиками, осуществляющими закупки по Закону № 223-ФЗ, на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, должно быть включено:
– в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных;
– или в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств – членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (п. 1 Требований к программному обеспечению[5], утв. Постановлением № 1478).
В каком порядке происходит согласование закупки иностранного программного обеспечения?
1-й шаг. Направление заявки о согласовании закупки в уполномоченный орган.
Заказчик направляет в соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, указанный в п. 3 настоящей статьи, заявку, содержащую сведения и информацию о такой закупке (п. 2 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478).
ВАЖНО! ЕСЛИ заказчик планирует реализовать закупку иностранного программного обеспечения, ТО заявка составляется в соответствии с нормами п. 3 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478 (п. 2-3 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478[6]).
ВАЖНО! Если заказчик планирует реализовать закупку необходимых услуг или закупки иностранного программного обеспечения и необходимых услуг, ТО заявка составляется в соответствии с нормами п. 4 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478 (п. 2 и п. 4 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478).
2-й шаг. Принятие решения уполномоченным органом в отношении заявки.
Уполномоченный орган при поступлении заявки (п. 5 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478):
1) Рассматривает заявку в течение 5 рабочих дней со дня ее представления.
2) Направляет заказчику в течение 1 рабочего дня со дня окончания рассмотрения заявки уведомление о соответствии или о несоответствии заявки требованиям п. 3 или п. 4 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478.
ВАЖНО! Одновременно с уведомлением о несоответствии заявки указанным выше требованиям заказчику направляется отказ в дальнейшем рассмотрении заявки.
3) По результатам рассмотрения заявки принимает в течение 8 рабочих дней со дня направления заказчику уведомления о соответствии заявки указанным выше требованиям:
– решение о согласовании закупки,
– либо решение об отказе в согласовании закупки,
– либо о необходимости рассмотрения такой закупки в соответствии с п. 8 и п. 9 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478 (когда НМЦД равна или превышает 100 млн. руб.).
3-й шаг. Получение заказчиком решения уполномоченного органа.
Решение, принятое уполномоченным органом, направляется заказчику в течение 3 рабочих дней со дня его принятия (п. 7 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478).
ВАЖНО! В случае несогласия заказчика с решением уполномоченного органа об отказе в согласовании закупки заказчик вправе обжаловать такое решение в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 15 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478).
ВАЖНО! Решение уполномоченного органа о согласовании закупки действительно для закупки иностранного программного обеспечения и (или) необходимых услуг, реализуемой заказчиком в соответствии с представленной заказчиком в уполномоченный орган заявкой (п. 13 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478).
4-й шаг. Уведомление Минцифры России о закупке иностранного программного обеспечения.
Заказчик (за исключением заказчиков, владеющих значимыми объектами критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, функционирующими в сфере связи) в течение 10 рабочих дней со дня получения решения уполномоченного органа о согласовании закупки иностранного программного обеспечения и (или) необходимых услуг направляет сведения о согласовании такой закупки уполномоченным органом в Минцифры России (п. 14 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478).
Как происходит согласование закупки иностранного программного обеспечения при НМЦД равной или свыше 100 млн. руб.?
1-я особенность. Заявка с НМЦД равной или свыше 100 млн. руб. – подлежит рассмотрению комиссией, формируемой при Минцифры России (п. 8 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478).
В указанную комиссию включаются из представителей:
– уполномоченных органов;
– иных федеральных органов исполнительной власти;
– организаций (п. 8 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478).
2-я особенность. В целях рассмотрения заявки на заседании комиссии уполномоченный орган направляет в Минцифры России в течение 8 рабочих дней – одновременно с такой заявкой проект своего решения.
3-я особенность. Заявка подлежит рассмотрению комиссией в течение 7 рабочих дней со дня ее поступления (п. 9 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478).
По итогам рассмотрения комиссией принимается (п. 9 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478):
– решение об одобрении закупки;
– либо решение об отказе в одобрении закупки с указанием причин отказа.
ВАЖНО! Решение комиссии оформляется протоколом, который в течение 3 рабочих дней направляется в уполномоченный орган (п. 9 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478).
ВАЖНО! Решение о согласовании закупки иностранного программного обеспечения и (или) необходимых услуг с НМЦД равной или свыше 100 млн. руб., принимает уполномоченный орган, руководствуясь решением комиссии об одобрении в течение 3 рабочих дней со дня направления комиссией такого решения (п. 11 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478).
4-я особенность. Основания для принятия решение комиссией об отказе в одобрении сделки принимается в соответствии с нормами п.10 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478 (п. 9-10 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478).
ВАЖНО! В случае устранения причин, послуживших основанием для принятия комиссией решения об отказе в одобрении закупки или уполномоченным органом решения об отказе в согласовании закупки, ЗАКАЗЧИК ВПРАВЕ НАПРАВИТЬ ПОВТОРНУЮ ЗАЯВКУ В УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН (п. 12 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478).
В каком заказчики порядке должны перейти на использование российского программного обеспечения?
С 01.01.2025 заказчикам ЗАПРЕЩАЕТСЯ использовать иностранное программное обеспечение на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры (пп. «б» п. 1 Указа № 166).
ВАЖНО! До 26.10.2022 соответствующий уполномоченный орган утверждает отраслевой план мероприятий по обеспечению готовности заказчиков к преимущественному использованию российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, включающий целевые показатели, сроки перехода заказчиков на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов (с разбивкой по классам программного обеспечения), и при необходимости перечень мероприятий в области организационного и нормативного обеспечения процесса указанного перехода (п. 2 Правил перехода, утв. Постановлением № 1478[7]).
Вначале заказчики проводят анализ соответствия используемого на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации программного обеспечения требованиям к программному обеспечению, утв. Постановлением № 1478 (пп. «а» п. 3 Правил перехода, утв. Постановлением № 1478).
В соответствии с проведенным анализом заказчики в течение 2 месяцев со дня утверждения Постановления № 1478 разрабатывают и утверждают план перехода на преимущественное использование на значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов (далее – план перехода), составленный на период до 1 января 2025 г. (с разбивкой по годам) (пп. «б» п. 3 Правил перехода, утв. Постановлением № 1478).
В течение 10 рабочих дней со дня утверждения плана перехода заказчики направляют его копию в Минцифры России и в соответствующий уполномоченный орган (пп. «в» п. 3 Правил перехода, утв. Постановлением № 1478).
[1] Указ Президента РФ от 30.03.2022 №166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» – далее по тексту – Указ № 166.
[2] Постановление Правительства РФ от 22.08.2022 №1478 «Об утверждении требований к программному обеспечению, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемому органами государственной власти, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, Правил согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупок услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на таких объектах, и Правил перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» – далее по тексту – Постановление № 1478.
[3] Значимый объект критической информационной инфраструктуры – объект критической информационной инфраструктуры, которому присвоена одна из категорий значимости и который включен в реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»).
[4] Критическая информационная инфраструктура – объекты критической информационной инфраструктуры, а также сети электросвязи, используемые для организации взаимодействия таких объектов (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»).
[5] Требования к программному обеспечению, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемому органами государственной власти, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации – далее по тексту – Требования к программному обеспечению, утв. Постановлением № 1478.
[6] Правила согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупок услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на таких объектах – далее по тексту – Правила согласования, утв. Постановлением № 1478.
[7] Правила перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации – далее по тексту – Правила перехода, утв. Постановлением № 1478.
Уголовная ответственность в закупках
Просмотры: 718
Речь идёт о миллиардных контрактах
Государственные ведомства и госкомпании России получили указание срочно перейти с Windows на Astra Linux. Это было сделано на фоне заявления корпорации Microsoft о сворачивании бизнеса в РФ.
Разработкой Astra Linux с 2008 года занимается «Русбитех», этот дистрибутив основан на Debian. Как отмечается, на сайте госзакупок уже размещены сотни контрактов на покупку и установку Linux. Общая сумма исчисляется миллиардами рублей. Заказы поступили от «Газпрома», «Росатома», Федерального казначейства, Росавиации, региональных правительств и даже поликлиник.
Помимо этого, сообщается о переводе на Linux силовых структур и МЧС. А до конца года на свободную ОС намерен перейти «Газпром трансгаз Екатеринбург». Наконец, на Linux планируют перевести специальный летный отряд «Россия» управления делами президента РФ.
На минувшей неделе российские пользователи лишились возможности скачивать ОС Windows 10 и 11. А в минувший четверг президент Microsoft Брэд Смит заявил, что компания продолжит сокращать бизнес в России, «пока в конце концов не останется почти ничего или вообще ничего».
Помимо этого, вчера стало известно, что компания расформировала игровое подразделение Xbox Россия.
25 июня 2022 в 12:44
| Теги: Россия
| Источник: The Moscow Times